В Юрьев - Польском районе работает уникальная берестяная мастерская
Опубликовано: 17 февраля 2025 года
В Юрьев - Польском районе работает уникальная берестяная мастерская
В Юрьев - Польском районе есть уникальная берестяная мастерская. Дом Береслава. А ее основатель Григорий Мишин буквально на днях стал Суперфиналистом международного конкурса и удостоен звания Лауреата 1 степени Национальной премии в области образования и культуры "Защитники Отечества". Высокие звания Григория Григорьевича можно перечислять очень долго, но мы сегодня просто предлагаем оценить его работы.
Теплая, добрая, прочная и многогранная. Береста лучше всего отражает душу русского человека-уверен Григорий Мишин. В прошлом подводник, а теперь берестяных дел мастер. Любовь к дереву и рукоделию ему привил отец. Даже в дальних плаваниях не забывал его наставлений , руки все помнят.
Григорий Мишин, мастер:
- Это то, что знакомо с детства, это то что делал отец. Все остальное что касается вот именно этих работ пластики. Появилось желание попробовать обработать бересту и создать из него что-то не более художественное, а что-то живое.
Работы Григория это не про статику и "полочность"- как мастер сам выражается. Они живут свою жизнь , имеют свои механику и характер. Это не просто статуэтка , которую можно поставить на полку. В каждой - частичка души мастера. У каждого изделия свой сюжет , деревенский. Пряха с прялкой, Танцы молодых людей. Последняя работа - встреча.
Григорий Мишин, мастер:
- Гордая, красивая женщина, которая занята по хозяйству несет домой воды. И мужичок который идет с рыбалки, который лентяй. И вот выражение лица ее и положение рук говорит, о том, что не только гордость девичья которая тут присутствует, но и частичка характера.
Береста у Григория не обычная - псковская. Заготавливает ее в определенные периоды - когда цветет земляника. Важны не только прочность и гибкость материала, но фактура, рисунок и цвет. В нашем регионе 96 видов берез, но ни одна не подходит для игрушек из-за своих чечевичек. Подобрать материал правильно - только половина дела. Дальше специальная обработка, которую Григорий разработал сам. Пока мастер хранит эту тайну под семью замками, ждет получение патента.
Григорий Мишин, мастер:
- Если ее не обрабатывать вот она такая просохшая и вот в таком состоянии она как бы хранится, но при определенных затратах человеческого труда она потом переходит вот в такой материал с которым я уже работаю. То есть она не ломается и на ощупь как ткань.
Изначально береста служила для изготовления утилитарных вещей. Лишь потом наши предки стали рассматривать ее как художественный материал. Утварь, шкатулки, браслеты, Обереги и... пластичные куклы. В начале всего лежит идея. Первым рождается набросок на бумаге, за ним следует выкройка и только потом воплощение. Одну фигуру можно делать две недели.
Григорий Мишин, мастер:
- Уже многим знакомые хоккеисты. Вот такой был сделан эскиз, ну и соответственно после эскиза появились вот такие вот ребята наши знаменитые.
У каждой фигурки хоккеиста свои атрибуты. Кто-то держит клюшку в правой руке. Кто-то забивает. Несмотря на одну тематику, все они отличаются. Коньки тоже из бересты.
Григорий Мишин, мастер:
- Что касается вратаря. Он выдержан именно в тех щитках которые были у сборной СССР, именно в тех же перчатках. Ну маска немного современная.
Лица кукол мастер также делает из бересты. Вырезает только общие черты. Это связано с древней традицией. Наши предки считали , что делать кукол похожими на людей недопустимо. Верили , что через глаза в них могут вселиться злые духи.
- Это считалось чтобы она не забирала душу ни хозяина, ни ребенка, ни мастера. Поэтому все они имеют черты лица и они обезличены. Кто-то в это верит, кто-то не верит, но вот как это было мне преподнесено моими родителями так оно идет дальше со мной по жизни.
Изделия Григория известны в стране. В его мастерской лишь малая часть. Работы много, говорит мастер, процесс трудоемкий и энергозатратный. Но цель велика - сохранить народный промысел, которым так славилась Владимирская земля, и сделать бересту - белое золото Руси - вновь популярной.