Изумрудные переливы на темно- синем фоне. Северное сияние и киты -не совсем близкая владимирскому региону тема. Но уж точно завораживает всех. Включая владимирских скульпторов. Объединив эти темы, Наталья Быкова создала настоящее произведение искусства из шерсти.
Наталья Быкова, скульптор:
- Мы их можем представить в совершенно любом образе. Так же, как и наши возможности, которые мы предполагаем, что мы можем только так и не можем иначе, потому что нам кто-то сказал, что мы не можем. А, возможно, если мы посмотрим на свою жизнь с другой стороны, мы можем всё, так же как киты могут вдруг вынырнуть из воды и оказаться в небе.
Миниатюрные фигурки морских животных сложно назвать просто игрушками. Конечно, это не скульптуры- в привычном смысле. Но мастерство их создателя и тщательная проработка крошечных деталей восхищают не меньше, чем произведения скульпторов, работающих с камнем или глиной.
Наталья замечает- у ее кита замысла нет. Это просто красивый образ, с островами и домами. Привлекает разница размеров.
Наталья Быкова, скульптор:
- Вот такая большая махина в виде кита, такой исполин и какая-то маленькая жизнь на нем. Мне как-то пришла одна мысль, что это у меня такие киты, поскольку все киты, они, в принципе, похожи.Я не играю с цветами, я не играю с какими-то прям с мимикой в китах. Мне просто нравится его такой облик. У меня такой кит путешествует через вселенную, как человек-паук, только кит.
Одна из любимых работ - маяк. Все началось с идеи и эскиза. Маяк символизирует верный путь и надежду. И каждая деталь содержит личную историю. Деревянный покосившийся забор — отсылка к детству. Но в ней не грусть, а тёплая ностальгия.
Наталья Быкова, скульптор:
- И видя вот этот покосившийся забор, я возвращаюсь мыслями вот к этому какому-то детству, беззаботности. И забор, уходящий, такой покосившийся забор, уходящий в воду, это как намек на то, что вся память когда-то уйдет. Она будет смыта водой, она будет съедена природой, природа поглотит и маяк, и забор, и все здания, и человек в конце тоже.
С шерстью Наталья начала работать 10 лет назад. Все начиналось как увлечение. Теперь шерстяные миниатюры стали любимой работой. Для создания скульптуры нужно совсем немного – шерсть, игла со специальными насечками и усидчивость. Но валяние- один из самых трудоёмких видов творчества. На изготовление одной игрушки может уйти целая неделя.
Наталья Быкова, скульптор:
- В скульптурах это в основном чистится сухое валяние, также бывает пропитка. Она делает более плотно, шерсть легче чистится, меньше забивается пыль, меньше лезет ворс, что, в принципе, тоже облегчает уход за работой.
В работах Натальи Быковой всё имеет скрытый смысл. Даже коряги для китов собраны своими руками с берега Баренцева моря. Фрагменты дерева, выброшенные на берег волнами, имеют особый шарм. Они словно соединяют два разных мира -теплый и холодный.
Наталья Быкова, скульптор:
- То есть, например, вот у этого кита, у него вот эта вот коряга, она с гор, из горной реки, из Адыгеи, Кыргызстана, а вот это, это дрифтвуд из Северного моря, из Баренцева. Скорее, не из Северного, а из Баренцева. И мне нравится, что это сочетание такой севера и юга, то есть даже в среди коряк это тоже есть такая немножко своя философия соединения вот таких вот очень разных миров в виде севера и юга.
Валяние- настоящее искусство, говорит Наталья. Сама мастер мечтает о собственной выставке и продолжает экспериментировать. Задача - придать шерстяным шедеврам еще больше объёма и "жизни".