Top.Mail.Ru
Общество

История шпионажа во Владимирской области: от Великой Отечественной до наших дней

Опубликовано: 5 мая 2025 года

История шпионажа во Владимирской области: от Великой Отечественной до наших дней

Мишени для атак – военкоматы, железные дороги, военнослужащие. А исполнители – российские граждане. Откуда среди россиян, включая жителей нашей области, сегодня появляются диверсанты? За ответом идём в Музей истории органов безопасности.

— Думал, пронесёт, не пронесло… Пусть это сделает Памела Андерсон. Я это делать не буду. До свидания…

Скандальный поступок от патриотичного Владимира Меньшова. В 2006-м оскароносный режиссёр публично отказался вручать главный киноприз картине «Сволочи». Фильм по повести эмигранта Кунина, как и само произведение, – пасквиль, позорящий память Великой Отечественной, абсолютная подлая ложь. Мнение Меньшова поддерживает Владимир Соловьёв. Советские органы безопасности не занимались подготовкой малолетних диверсантов.

Прообраз «сволочей» существовал, но только немецкий. Мишенью фашистской Абверкоманды были как раз дети-сироты. С фактами использования гитлеровцами подростков для шпионажа и диверсий в тылу Красной Армии советская контрразведка столкнулась уже в первые годы войны – в том числе и во Владимирской области.

Это дело рассекречено 4 года назад. В Гусь-Хрустальном в 1942 году задержали подозрительного подростка.

Андрей Соловьёв, руководитель Музея истории органов безопасности по Владимирской области:

— Гражданина Пелко Гена Леонтьевича. При обыске обнаружили 49 руб. и порошки неизвестного происхождения. Оказалось – отравляющие вещества.

До этих событий подросток проживал в Гомеле. После гибели родителей скитался – и был завербован немцами в школу Абвера.

— 2 месяца их готовили… Им было предложено переправить их в прифронтовую зону и по ходу бросать в речки, колодцы, водозаборы отравляющие вещества.

Геннадий Пелко устроил диверсию сразу в нескольких деревнях, разбросав отраву и, скорее всего, погубив множество людей. Потом готовил подрыв, но был пойман. По статистике, половина завербованных в Абверкоманду подростков, оказавшихся на советской территории, не совершали никаких террористических актов и приходили с повинной. Но было много и со сломанной психикой.

Апрель 41-го. Станция Чулково, Гороховецкий район. Достаточно глухой перегон, удалённый. Путевой обходчик обнаружила на железной дороге вбитые в стыки рельсов 3 костыля.

— Схема расположения костылей в зазорах показана: вход – Горький–Москва… Вертикальная и горизонтальная проекции – костыли 1, 2, 3, и вот как они находились в вертикальном состоянии.

Андрей Соловьёв, руководитель Музея истории органов безопасности по Владимирской области:

— Экспертиза, которая была проведена, делает вывод: если бы поезд наехал на эти костыли, он однозначно сошёл бы с рельсов…

Исполнителей вычислили. Это были местные мальчишки – их видела женщина-обходчик. Одному 18 лет, другому всего 13, и при этом мальчик Алексей Афонин – уже законченный алкоголик, уточняет Андрей Соловьёв. Выгнали из школы за хулиганство – пытался отомстить учителю, выстрелив в неё из самострела. Парень из неблагополучной семьи согласился забить костыли за деньги.

Андрей Соловьёв, руководитель Музея истории органов безопасности по Владимирской области:

— Когда мы вышли из дома, Кузьмин – один из фигурантов дела – по дороге говорит: «Давай забьём костыли в пути». Я спросил у Кузьмина: «Зачем?» – а он мне ответил: «Я тебе за это 10 руб. дам». Вышли на основного фигуранта – им казался тоже основательно пьющий мастер участка пути.

Егор Дерябин под горячительные возлияния познакомился в буфете станции Чулково с якобы работником гороховецкого склада Барузиным, который за 1000 рублей предложил устроить крушение поезда. Собутыльник-шпион, конечно, никаким складом не заведовал и вскоре исчез – и денег не заплатил. А Дерябин после ареста понесёт суровое наказание – будет расстрелян (это было военное время).

Германская разведка «Абвер» в канун Великой Отечественной действовала и в Коврове. Сейчас уже можно ознакомиться с документами Верховного главнокомандования вермахта из фондов Центрального архива Министерства обороны России. Вот «Перечень военных заводов на территории СССР» за январь 1941 года. И в списке – наш Ковровский завод (тогда имени Киркижа, сегодня – имени Дегтярёва). В таблице – место размещения, виды вооружения, объёмы производства, численность рабочих. Данные, правда, заканчиваются 1932 годом.

Андрей Соловьёв, руководитель Музея истории органов безопасности по Владимирской области:

— В 32-м году с завода были удалены немцы, которые обучали наших работать на оборудовании. Их попросили уйти. Но что интересно – они приехали на завод, ни слова не говоря по-русски, у них был переводчик. А когда их увольняли через полгода – заговорили на чистейшем русском. Они выбирали среди рабочих тех, кто высказывал недовольство советской властью, приглашали их к себе, делали подарки.

Таких и приглашали к себе на ул. Тимофея Павловского в «немецкий дом» – его и сегодня так называют ковровчане. И вербовали.

Что изменилось с тех времён? Новости о совершении на территории России террористических и диверсионных актов идут с незавидной периодичностью и сегодня: подростки, студенты, пенсионеры вредят, поджигают, наводят убийц. Несут урон собственной стране по указке украинских и западных спецслужб. Наша область – не исключение, и ситуация тревожная. Шпионы – не выдумка. Они были и есть.

Андрей Соловьёв, руководитель Музея истории органов безопасности по Владимирской области:

— В 30-е годы говорили, что шпиономания была развита. А на самом деле шпионов не было – со своим народом боролись. Потом – то реабилитация Власова, то фон Паповица в 96-м решили реабилитировать (из казаков-изменников Родины), то Краснова, который в «Главкорпусе» воевал, – памятник собираются сделать. То есть в нашем сознании произошла какая-то декриминализация предательства…

Самая активная демонизация СССР началась в перестроечные 90-е, – замечает Андрей Владимирович. Отечественная история очернялась в полном соответствии с теми же методичками западных разведок, что были написаны ещё в 20-е годы. Те, кто морально поддерживал «прорабов перестройки», творили свои дела по разрушению «самого серьёзного противника – СССР». Все эти годы молодежи насаждались западные ценности. В результате проблема патриотического воспитания натолкнулась на непреодолимые трудности.

Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину, её традиции, историю и, не задумываясь, встанет на её защиту? Начинать надо с малого.

Андрей Соловьёв, руководитель Музея истории органов безопасности по Владимирской области:

— В детском саду уже начиналось воспитание. Мы над этим смеялись? Но вот украинские книжки для маленьких посмотрите – они украшены флагом и гербом, и стихи туда включены о государственном флаге, гимне, о том, как хорошо в родном краю на Волыне. А у нас много таких книжек? К сожалению, нет.

И ещё над одним стоит призадуматься, говорит Андрей Соловьёв. Сразу после нападения Германии на СССР Джозеф Дэвис – посол США в СССР – высказал мнение о работе «пятой колонны» в нашей стране. Цитата: «У них таких нет – они их расстреляли». Значительная часть мира считала тогда знаменитые процессы над изменниками возмутительными примерами варварства. Но вот они – свидетельства. Шпионы есть, говорит Соловьёв. И все о них знают.

Татьяна Воронцова, Илья Хлудов. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку