Top.Mail.Ru
Общество

Внук владимирского архитектора Якова Ревякина продемонстрировал редкие документы, связанные с деятельностью своего деда

Опубликовано: 3 июня 2025 года

Внук владимирского архитектора Якова Ревякина продемонстрировал редкие документы, связанные с деятельностью своего деда

А сейчас о наследии владимирского архитектора Якова Ревякина. Сегодня для вас эксклюзив. В репортаже Татьяны Воронцовой.

- А мы с вами на Летнепоревозинской 5. Это особняк Бажанова. И краеведы и архивисты лишь предполагают, что этот особняк проектировал ваш дед, Яков Ревякин. Но вы теперь можете это подтвердить, и это такая маленькая сенсация. И вы как бы узнаете его , стиль? Да, в документах деда на вступление в Союз архитекторов это 1944 г. и в трудовом списке- трудовой книжке.везде обозначен особняк Бажанова.

Вот они - подлинники. Впервые в истории для широкой аудитории. Архив внука знаменитого Якова Ревякина- архитектора в третьем поколении - Александра Александровича Ревякина. Вот и дом Бажанова на них. Год постройки особняка и фамилия владельца - Александра Михайловича Бажанова - страхового агента - установлены владимирскими архивистами совсем недавно. В Госархиве есть и план строения. Вот только в документах не указан автор проекта.

Сотрудники архива лишь догадывались, что это Яков Ревякин. И вот -долгожданное подтверждение. Сюрприз и для Александра Александровича- он не знал до этого момента , где находится дом Бажанова.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Это, конечно, открытие и для меня, Александр Бажанов и Яков Ревякин по сведениям краеведов знакомы по работе в Санкт- Петербургском страховом обществе. Ревякинские черты на особняке узнаваемы сразу. Александр Александрович замечает- у каждого архитектора в работе свой подход, неповторимый авторский почерк.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Башенки там есть и фронтоны...этот элемент характерен для того времени- условно назывался " провинциальный модерн". Не тот что звучит в шикарных московских особняках.Многодельных Скромный но достаточно выразительный стиль.

Интересные изгибающие обрамления на фронтоне, извилистые линии в декоративном убранстве..- настоящая печать модерна!

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Это и обрамления окон, и фронтоны, навершия в тч и кованные , что очень редко встречаются. есть кованные элементы- в основном на балконах, лестница... но здесь - большая редкость.

Александр Александрович уже по ходу съемки вспоминает из разговора отца,- известного во Владимире педиатра, что после революции , в особняке размещалась детская поликлиника. Сам Дом Бажанова в декоративном убранстве перекликается со зданиями нынешнего Театра кукол и бывшего Васильевского училища.

- Если мы посмотрим сюда внимательно и вспомним особняк Бажанова, то стилевое решение фасадов очень похожее, но васильевское училище немного поскромнее. Оно раньше было построено особняка Бажанова. В особняке он уже развивает тему модерна.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Здесь в основном прямоугольные элементы, ну с небольшими отклонениями. Но фронтоны также имеют место быть. И вот очень интересно сравнить эти 2 сооружения. И проследить тот путь, который прошел архитектор. От одного здания к другому.

Народный дом общества трезвости - ныне кукольный театр - построен по проекту Якова Ревякина в 1907. Они с училищем словно "взирают" друг на друга- обращает внимание Александр Александрович, вместе держат данную местность. Здание Народного Дома выглядит практически так же , как и при строительстве .

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Строили его на деньги горожан. Была подписка. Жертвенные деньги, никем не субсидированы.

По сегодняшним меркам - Народный дом общества трезвости как Дом культуры. Там было всё для досуга горожан. После проведенной архитектором Бегеном реконструкции, появления сцены, в здании разместится театр. Краснокирпичный терем на Соборной - один из самых любимых проектов Ревякина у владимирцев.

4 августа 1905 года архитектор получил разрешение на роскошную пристройку к уже существующему зданию городской управы. Мемориальная доска установлена Александром Александровичем не без труда в 2009. Внук архитектора говорит- удивляет , что здание простояло 120 лет, а качество кирпича потрясающее до сих пор. Многие исследователи отмечают , что фасады оформлены лекальным кирпичом. Но в то время лекального кирпича, сделанного через форму, не было.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Как делали фигурные кирпичи - их оттачивали на специальных станках, крутился вот такой наждак барабан и об него обтачивали нужной формы кирпич. остается удивляться мастерству тех людей, которые обтачивали абсолютно абсолютно одинаковые - но надо было сотни- тысячи кирпичей...именно по тому месту, которые они должны были занимать.

Вот он знак качества - ТКЗ- Тарасовский кирпичный завод. Их было много за Лыбедью, где сейчас политехнический университет, говорит Александр Александрович.

- Там было много карьеров было, в детстве мы там мотыля мыли...Там была высококачественная глина Заводов там было много. Делали кирпичи и вагонетками лошадьми везли на ж/д и обратно сюда..

У старинного кирпича был свой секретный рецепт.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Суть этого качества в том, что то глину сразу не формировали под кирпич, она вылеживалась...около года, а то и дольше. За это время глина доходила и приобретала то качество. Размеры я точно знаю, держал в руках.

Откуда же настолько качественная красная глина во Владимире?

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Можно предположить, что это ледник, который тянулся сюда 25 тыс лет назад дошел до Клязьмы и здесь осел и глинистые слои образовались. Но есть еще глина светло-сгущаяся. Она из земли вынимается почти синяя, а когда обжигается становится светлой. Вот из нее сделаны светлые кирпичи мальцевского училища.

Технологии тех времен были на уровне. Можно только удивляться мастерству не только каменотесов , но и каменщиков, которые выкладывали этот кирпич. Кстати вход в терем был не там, где сегодня.

- Были здесь 2 двери. Это был главный вход, а по краям лавки, арендованные купцами у городской думы.

Не многие владимирцы знают и еще об одном проекте Якова Ревякина - рядом с Успенским собором.

- Это сохранившаяся часть странноприимного дома. Здесь располагались кельи монахов и монашек, обслуживающих Успенский собор.

В ансамбль дома решено было вписать еще одну церковь. Рассматривались 2 проекта. Этот - грандиозная работа Епархиального архитектора Корицкого. Вот только комиссия посчитала, что ярко выраженная церковь с куполами и закомарами будет спорить с Главным Успенским собором. Поэтому остановили свой выбор на скромном проекте Ревякина.

- Вход также в русском стиле, напоминающий городскую Думу, там церковь была вмонтирована в планировку,ее даже не было видно. И было все, что нужно для молитвы.

К сожалению, после революции Сампсониевскую церковь разобрали. Она сохранилась только в проектном чертеже. На этом месте устроили котельную.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Вот то, что из реки вылавливали мореный дуб черный. Здесь лежали кучи, топили ее не всегда, но я видел- привозили кучи моренного дуба- из реки вылавливали .. Я прихватил пару полешек. Вырезал из него. Вот топили бесценным мореным дубом.

До появления котельной Успенский собор никогда не отапливался. И новшество чуть не погубило фрески Андрея Рублева и старинные иконы. Краски стали отслаиваться. К спасению святынь были привлечены тогда лучшие реставраторы, включая Игоря Грабаря.

От Успенского собора - к Годовой горе. К сожалению, сегодня мы уже не сможем увидеть украшение улицы - родовой дом Ревякиных . О сгорел в 2021. Был он деревянным, но на каменном фундаменте. Квадратный в плане, с элементами любимой Ревякиным древнерусской архитектуры в оформлении фасадов.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- Дом отапливался 3 печами, треугольной формы, каждая печь отапливала 3 комнаты. Планировка отвечала семейным традициям того времени. Гостиная и к ней примыкали комнаты хозяина и хозяйки и 3 комнаты детские.

- В доме была канализация и водопровод. Это было сумасшедшей редкостью в то время. Но водопровод удалось от из этого дома Присутственных мест.

Творческий путь архитектора Ревякина - рассказывает Александр Александрович, во многом пересекался с архитектором Сергеем Жаровым. Старообрядческая церковь у Золотых ворот - один из его проектов. Но оказывается изначально старобрядцы приходили за проектом именно к Ревякину. Были они по воспоминаниям, в широких шароварах, со своими стаканами в карманах. Запрещено им было пить из чужой посуды.

Вот и здесь на Годовой горе тоже есть знаменитая постройка Жарова - Дом дешевых квартир для одиноких женщин с детьми. В советские годы дом облюбовали бомжи и он тоже сгорел.

Александр Александрович Ревякин, внук архитектора Якова Ревякина:

- И бабушка рассказывала, как ночлежники в саду ей собирали вишню и терновник. А вишней по весне были усыпаны все эти склоны. Вишня розоватые цветы, а терновник желтый. Ну это была красотища неописуемая.

На фото Прокудина- Горского еще можно увидеть первозданность этих мест, и там же утраченный сегодня деревянный Летний клуб на Пушкинском бульваре - тоже проект Ревякина. В биографии знаменитого архитектора много неизвестного. Родился в селе Жемковка Сызранского уезда. Год рождения сам Ревякин в анкетах пишет как 1873, но в документах окончания самарского железнодорожного училища- стоит 1876.

Работал на строительстве Самаро-Золотоустовской дороги и Рузаево-Сызранской. Строил Трансиб- в Верхне Удинске - у Ревякина богатый опыт дорожного и гражданского строительства. Есть в его биографии незаконченное образование в московском училище ваяния и живописи, и курсы в Санкт- Петербурге в техническом строительном комитете . И это в те годы, когда у Якова Ревякина уже была семья. Воспоминания хранит старинный альбом.

- Тяжелый альбом? ну увесистый..

Увесистый во всех смыслах - родовому альбому 120 лет. В каждой страничке - душа тех времен.

- Это черная лакировка по картону и перламутровая инкрустация. Но немножко не сохранилась. Но в целом вот такая композиция. Это было модно в то время и не у всех были такие альбомы. Только у состоятельных семей. Вот он так был оформлен - здесь роспись по шелку. Какие делали не знаю..

Самая известная семейная фотография Ревякиных. Подлинник! С историческими пометками , как и полагается.

- Примерно 1908 г. -  Елизавета Александровна супруга, это он сам. Это дети-старшая дочь Елена Яковлевна, Николай Яковлевич и мой отец Александр Яковлевич.

Елена в будущем выйдет замуж за потомка Добролюбова. Александр станет детским врачом. Николай -архитектором. И во Владимире есть его работа. Только вот какая?

- Либо это дом за кинотеатром Художественный. Либо если у входа на стадион Торпедо стоите спиной, а прямо Большие Ременники то угловой дом - отец говорил что это, а Татьяна Тимофеева, что у Златовратской церкви. Но надо архивы поднимать.

А эта фотография тоже показывается впервые. На ней отец и мачеха бабушки Александра Александровича. Были они людьми состоятельными - владельцами картонажной фабрики в Базарном Сызгане. Эта фабрика и сегодня действует. Вот только богачам никак не подходил зять Ревякин из крестьян-батраков. Но дочь фабрикантов Елизавета Щербакова очень сильно влюбилась и все решила сама.

- Она была не дурна. Хотя выглядит сурово, к ней много сватались. И рассказывала, что из за нее стрелялись, ну там ухо прострелят...Это обозначение неразделенной любви.

Возможно эта сильная любовь тоже стала вдохновляющей силой для Якова Григорьевича. Поселившись с семьей в Костроме, Ревякин увидел объявление, что городу Владимиру требуется дорожный техник. А уже в 1904 г Яков Ревякин был назначен на должность главного архитектора Владимира, чьи творения сформировали облик нашего прекрасного древнего города.

Татьяна Воронцова. Илья Хлудов. "Вести- Владимир"

Загрузить ещё
Выберите рассылку