Во владимирской семье любовь к металлу стала делом жизни
Опубликовано: 17 июня 2025 года
Во владимирской семье любовь к металлу стала делом жизни.
Кузнец за работой: уверенно бьет молотом по раскаленной наковальне. При том, что на улице - выше тридцати градусов, Григорий Поздняков словно не замечает ни жары, ни усталости. И так часов по 10 в день. Кузнецом , рассказывает Григорий, стал случайно, но оказалось навсегда.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Когда школу заканчивал поваром хотел стать поваром, если честно. У меня отец, царствие ему небесное, был очень гениальный чеканщик, художник и тихонько-тихонько меня так подбил к этой идее, к ремеслу. И вот в итоге сначала 15 училище закончил, потому что побоялся сразу после школ поступать, а потом подумал всё, подумал, прикинул, а почему бы и нет и поступил уже сам осознанно поступил уже сам учиться в СХРУ учиться на это ремесло.
В Суздальском художественно-реставрационном училище тогда преподавал знаменитый мастер Вячеслав Иванович Басов. Тот, которому удалось разгадать секретную формулу дамасской стали.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Басов, да. Я застал его, общался с ним. Интересный человек. Были моменты такие. Он уже умер давно. Он как раз и открыл это отделение кузнечное наше. Я учился скорее у его учеников уже. Но он там был. Уже своими делами занимался, но присутствовал при этом всем.
Григорий больше четверти века занимается храмовым искусством. Кует из металла светильники, рамы для святых образов. Вспоминает: несколько лет назад делали с напарником Виталием Морозовым паникадило в стиле 14 века для одного их храмов в Подмосковье. Работа была очень сложная.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Тогда было паникадило огромное- хорос. 2.5 метра диаметром и на 42 лампы. Соответственно там еще небольшие работы были, фурнитура всякая интересная для иконостаса и вот тогда было интересно работать.
Это паникадило они устанавливали потом еще двое суток.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Жалко моего напарника нет Виталия Морозова. Вот он бы рассказал эту историю как мы там с 6 утра до двух ночи все дело монтировали и 2 дня пришлось на это потратить. И какие мы были усталые, но потом счастливые когда все фотографировали, все сделали. Батюшке понравилось, радовался, благодарил.
Тяга к металлу- говорит Григорий Поздняков - у мастера наследственная. Его отец Николай Поздняков был очень талантливым художником. Но, к сожалению, рано ушел из жизни. Вот этот триптих сделан им в начале 70-х.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Тут он изобразил наше первое гнездо семейное. Первую квартиру тогда выдали маме моей мы поселились все вместе, потому что жили до этого все вразброс, то я у родственников жил, то они где-то скитались, потом нам дали. Прожили там счастливо очень долго, уютно было! Это было в Красном селе. Такой вот деревянный многоквартирный дом и когда съехали вот папа решил запечатлеть вот это в этом сюжете.
Кажется, в металле сложно передать увиденное. Это же не кистью или карандашом рисовать. Сюжет незамысловатый, но сколько в нем душевного тепла.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Это у нас вид из окна был из кухни. Яблонька росла там прямо под окном. Вот это его творчество. Ботинки, которые он любил рисовать. Тут аллегорические спички маленькие сделал. О чем-то думал, тоже какие-то свои мысли были. И соответственно стол, домашний уют, завтрак.//Я просто поражаюсь, смотрю сколько раз эту картину. Как можно было. Миллионы этих точечек фактурки сделать.
Григорий с гордостью показывает работы отца Николая Позднякова. Это настоящая чеканка. Миллиметровая медь, непросто там какая-то фольга. Работа капитально сделана.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Эту работу помню сколько себя! Насколько мне не изменяет память. Это отец подарил моей матери. Это одна из его первых чеканных работ. Тоже авторская выставочная. Это так я понял посвятил маме моей, то есть в подарок ей! Ну видно женщина на лугу. " На лугу " она называется по-моему. Тоже смотрю во тут мельчайшие травиночки, каждая сделана, выдолблена, вычеканена. Просто гениально.
О художнике Николае Позднякове- выпускнике Ивановского художественного училища- заговорили в конце шестидесятых. Его работы были участниками областных и республиканских выставок, о них печатали в журнале "Юный художник", есть они и в музеях. Николай Поздняков начинал как живописец. Вот благодаря этой картине , говорит сын, и познакомились родители. Мама Григория Позднякова была тоже художником - оформителем. Из живописных работ Николая Позднякова мало, что осталось. Эта - посвящение ушедшему другу художника.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Этот художник любил писать крыши! Это его любимое творчество крыши. И тут изображено то, что пустая комната. Человек ушёл. Опустело! Сквозняк внезапно! Как бывает неожиданно, а скрипка- это символ его творчества, искусства этого художника, который все оставил и папа изобразил все философски, аллегорически в этой картине.
Григорий мечтает сделать выставку работ отца. Искусство чеканки сегодня почти утрачено. Настоящие картины из металла сейчас никто не делает.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Это действительно неповторимы е гениальные работы, которые... и забытое , причем, искусство! Хорошо, что вспомнили про моего отца. Может сейчас народ увидит вспомнит, что есть такое искусство как чеканка. Оно сейчас умершее, потому что никто сейчас им не занимается. Дорого и тяжело! Сейчас побыстрее, да попроще!
Именно в металле каждый в семье художников Поздняковых нашел самовыражение. Главное, чтобы всё, что делаешь, хранило душевное тепло. Вот как этот ангел в кузнице Григория. Готовил его к выставке.
Григорий Поздняков, кузнец:
- Я решил сделать ангела, но не успел. Так он у меня и залежался и руку я ему одну не успел доделать, так с одной рукой и остался. Из кузницы в кузницу со мной переезжает как талисман что ли, хранитель!
Незримый хранитель словно дает уверенность мастеру в повседневных делах : помогает кузнецу и дальше ковать свое счастье.