Почему жители Камешковского района боятся расширения Марьинского полигона?
Марьинский полигон в ближайшее время ждёт модернизация и расширение — там должны появиться станции по обработке и утилизации твёрдых коммунальных отходов. Хорошая новость для региона, в целом, и плохая для жителей Камешковского района, которые теперь пытаются остановить этот процесс. Подробности — у Никиты Тарбеева.
Обычно фотограф-натуралист Владислав Тябин снимает краснокнижных цапель, но в последние недели в его объектив всё чаще попадают чайки, кружащие над Марьинским полигоном. Владислав фиксирует нарушения со стороны мусорного оператора — например, то, что свалка находится на возвышенности.
Владислав Тябин, житель д. Пирогово:
— Периодически по краю полигона весной из-за большого давления массы воды и снега сходят сели. Вся масса воды идёт в ручьи и уходит в Чёрную речку, которая далее соединяется с Клязьмой.
А также — отсутствие газоотводов, отсутствие пересыпки мусора грунтом, неприятная история с нефтешламом и много других «но», которые, по мнению жителей окрестных деревень, должны помочь остановить грядущее расширение полигона. В июне люди обнаружили, что лес вблизи уже начали вырубать.
— То ли они вывозили то, что уже вырублено, чтобы скрыть следы, то ли снова начали рубить. Но наша инициативная группа всё это пресекла.
По соседству с полигоном расположены несколько деревень: кроме самой Марьинки, давшей название свалке, это Пирогово, Лубенкино и село Вознесенское. И если к текущему уровню соседства с объектом жители, насколько это возможно, привыкли, то дальнейшего сближения не хочет никто.
Надежда Громова, староста деревни Марьинка:
— Если свалка сейчас будет расширяться, то жить в наших окрестных деревнях станет невозможно.
Артур, житель деревни Лубенкино:
— На мой взгляд, свалка — одна большая химическая лаборатория. Здесь происходят такие процессы… Особенно весной. Чем это грозит, одному Богу известно…
При этом собственник полигона — компания «СпецТехАвто» — направил в Министерство природопользования предварительный план модернизации, который действительно включает расширение карт захоронения. Впереди — изыскания, которые помогут оценить риски для людей и окружающей среды, а также госэкспертиза. Но, как заявляют местные жители, учитывая, как обстоят дела на уже имеющейся территории, ждать добра от этой модернизации не стоит.
Владислав Тябин, житель д. Пирогово:
— Как мы видим по работе предыдущих лет, они не могут привести в порядок даже свой полигон. О каком расширении может идти речь, если частник не способен навести порядок на собственной территории?
В областном министерстве природопользования заявляют: реконструкция полигона затеяна для того, чтобы выполнить поручение президента и к 2030 году выйти на переработку половины всех коммунальных отходов. В Марьинке будет построена станция по сортировке и переработке, после чего темпы роста свалки резко снизятся — и всем станет хорошо.
Юрий Самодуров, министр природопользования и экологии Владимирской области:
— Вся зона после запуска этого объекта будет захоранивать в два раза меньше отходов. Сейчас не в два — часть уже обрабатывается, но 50% от всех образующихся отходов. То есть если у нас сейчас порядка 220 тысяч тонн, то после выхода на полную мощность будет захораниваться только половина.
При этом, как в первую очередь обещают в Минприроды, в строй должны быть введены мощности по обработке и утилизации. Что, конечно, не отменяет планов по расширению полигона…
Никита Тарбеев, Алексей Ковалёв. «Вести-Владимир».