Владимирский фотограф Илья Поляков работает в старинной технике амбротипии
Откройте для себя новое имя - Илья Поляков и его работы в старинной технике амбротипии, открытой Фредериком Арчером в 50-е годы XIX столетия. В наше время тоже есть мастера, которые возвращаются в далёкое прошлое, практикуя альтернативные техники фотографирования. Подробности у Полины Лаптевой.
— Здесь все движения сливаются в общий образ.
Время на этих снимках замедляется. Это не мгновенное фото, а отпечаток времени — портретная съёмка с 30-секундной выдержкой. На стеклянную пластину попадает только тот свет, который отражается от человека и проходит через линзу объектива. Ничего подправить или отретушировать нельзя. Одна попытка.
Илья Поляков, фотограф:
— У нас мимических движений от 40 до 60 в секунду. Объясняю: кровь бьётся, глаза переводим. Только мы этого не видим. Когда фотографируешь современной высокочувствительной съёмкой, матрицей, используешь выдержку. Там выдержка может быть 1/5000 секунды, когда мы фотографируем на современную камеру. Мы фиксируем одно частное движение, которое успеваем запечатлеть.
Фотографирование в технике амбротипии появилось в середине XIX века. Этот метод сейчас практикует владимирский фотограф Илья Поляков. Вначале всё зависит от химии. Предварительно очищенная мелом стеклянная пластина покрывается коллодием — смесью нитроцеллюлозы, эфира и спирта.
Илья Поляков, фотограф:
— Он не должен быть жидким, но и не должен затвердеть, даже корки сверху быть не должно. В этом состоянии вы помещаете её в ванну с азотно-кислым серебром.
В полной темноте пластина насыщается галогенидами серебра, которые в процессе фотографирования реагируют на свет и "проявляются" на поверхности стекла. Пластину фотограф заряжает в старинный австро-венгерский аппарат 1906 года. Меха разворачиваются, вставляется стекло, и объектив "ловит" человека. Счёт идёт на минуты. Даже на секунды.
— Достаёте, заряжаете в кассету, экспонируете. И у вас на всё про всё — 5 минут.
Специальная обработка и обязательно тёмная подложка, чтобы негативное изображение стало позитивным. По словам мастера, результат непредсказуем: ясные силуэты и размытые границы, экспрессия и безмолвие. На выставке — 54 фото людей разных профессий. Лицо каждого индивидуально, а личность неповторима. В планах у Ильи Полякова — открытие собственной студии и выход на новые выставочные пространства, где будет место другим бессмертным техникам вечного искусства.
Полина Лаптева, Андрей Синягин. «Вести-Владимир».