"Цена ошибки — жизнь": владимирские инспекторы заставляют притормозить на самых опасных перекрёстках области
Выходя в очередной рейд по М7, вязниковские инспекторы предупреждают: придется подвигаться. Исправный многотонник с опытным дальнобойщиком за рулём может встать как вкопанный, но чаще до полной остановки проезжает под сотню метров. Полицейские просят водителя распечатать данные с тахографа. Судя по ним, машина в пути почти сутки. На рассвете шофёр встал передохнуть, проспав приемлемые для рабочего графика пять часов. Максим едет из Москвы домой в Нижний. Это, конечно, не то расстояние, когда требуется привал, но свою норму он в любом случае хорошо знает и чувствует.
Максим, дальнобойщик:
— Я как глазками хлопать начинаю, я сразу встаю, даже не задумываюсь.
— Сколько вам времени требуется, чтобы восстановиться, прийти в норму?
— 4–5 часов. И дома то же самое, уже это режим.
Потенциально опасное время для аварий на этом перекрёстке — глубокая ночь, пара часов до восхода солнца, пасмурные или туманные сумерки. «Спящие» фуры летят на «красный», сметая всё на своём пути.
Павел Кондратьев, старший инспектор отделения ДПС ГИБДД ОМВД России по Вязниковскому району:
— На каждом светофорном объекте у нас перед светофором шумовые полосы, но и это не помогает. Если вы видите, на светофорах есть дополнительные светоотражающие элементы, они тоже не всегда помогают, хотя видно их издалека. Поставили уже даже отсчёт секунд. Водители и здесь уже не успевают сориентироваться на большегрузных транспортных средствах, просто не успевают остановиться из-за того, что они везут большой груз.
Большой груз в июне вёз из Чебоксар в Москву туристический автобус «Юйтун». В начале второго ночи пятьдесят пассажиров проснулись от страшного удара. Автобус на большой скорости столкнулся со стоящими на светофоре минивэном и двумя легковыми автомобилями. В ДТП погибли три человека. Следком возбудил уголовное дело по статье о нарушении безопасности перевозок.
— Водитель автобуса только в Илевниках пересел, поменялся с водителем. Три человека погибло и тринадцать пострадало.
У инспекторов с собой целый фотоальбом страшных кадров ДТП, в том числе с так называемого «чёрного вязниковского километра». Они берут его с собой в рейд и листают вместе с водителями большегрузов в качестве профилактики.
— Это здесь тоже было. Водитель отвлёкся, телефон уронил, сказал. Это вот пострадавших деблокируют. Здесь с двумя детьми человек уснул и в фуру в зад прилетел. Два ребёнка пострадало. Сначала приехали, думали, водитель, и здесь вот ребёнок шестилетний сидел, думали, что они трупы, не подавали признаков жизни. А потом уже, когда МЧС-ники стали доставать, они пришли в себя.
Павел Кондратьев, старший инспектор отделения ДПС ГИБДД ОМВД России по Вязниковскому району:
— Регулярно проводим рейдовые мероприятия, направленные на выявление нарушений режима труда и отдыха водителями большегрузных транспортных средств и автобусов. В процессе мероприятий проводим с водителями беседы и вручаем агитационные листовки. На данном перекрёстке в этом году сформировался очаг аварийности. То есть за текущий год в ДТП на нём пострадало 19 человек и три человека погибло.
Вязниковский район уже много лет в красной зоне по аварийности. У него одна из самых разветвлённых дорожных сетей в регионе, свыше тысячи трёхсот километров областных, районных, сельских и просёлочных дорог, но такой печальной статистику дорожно-транспортных происшествий делает именно федеральная трасса. Она пронизывает район по всей длине с запада на восток и имеет здесь максимальную протяжённость среди всех территорий, прилегающих к М7. Почти пятьдесят километров. Госавтоинспекция регулярно направляет федеральным дорожникам замечания и пожелания по организации движения и модернизации транспортной инфраструктуры. Так, в 2019 году удалось добиться строительства двухуровневой развязки типа «неполный клеверный лист» на трёхсотом километре магистрали, в районе лесопарка Комзяки. В ходе реконструкции проезжую часть расширили до шести полос, оборудовали съезды и примыкания, установили барьерные ограждения, ликвидировали все левые повороты, а вместе с ними — и крупнейший на тот момент очаг аварийности. Дорожная ситуация на этом участке поменялась кардинально, отмечают в ГИБДД. Но в целом остаётся крайне напряжённой.
Егор Афонин, врио начальника отделения ГИБДД ОМВД по Вязниковскому району:
— За семь месяцев 2025 года на территории Вязниковского района произошло 60 дорожно-транспортных происшествий, в которых 11 человек погибли, 88 человек получили ранения различной степени тяжести. Два ДТП произошло с участием водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. С участием детей зафиксировано 9 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 11 детей. Ввиду сложной обстановки на дорогах Вязниковского района и города Вязники подразделения Госавтоинспекции проводят на постоянной основе профилактические мероприятия, направленные на выявление лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, на мототранспорте — нарушения детьми. Также выявляются нарушения лиц, осуществляющих грузо- и пассажирские перевозки, нарушающих режим труда и отдыха.
Много лет идут разговоры и о реорганизации движения на 295-м километре федеральной автодороги. Неудобный въезд в город под стрелку на улицу Удобную сами вязниковцы прозвали «перекрёстком смерти». В июле 2022 года как раз недалеко от этого светофора произошло резонансное ДТП со служебным автомобилем районной ГИБДД. Экипаж патрульного «Соляриса» со включёнными маячками стоял в правой полосе, сотрудники оформляли пустяковую аварию с участием двух легковушек, когда их всех на скорости буквально «сгрёб» грузовик «Рено» с полуприцепом. Сильно пострадал один из инспекторов. Ещё один человек погиб. Этим летом апелляционный суд отправил в колонию виновника — дальнобойщика из Дзержинска, который признал вину, сказав, что на секунду отвлёкся от дороги.
Внимания инспекторов дороги требуют повсеместно. Это Вязники, Большая Московская. Одна из самых оживлённых улиц города близка к провалу. Минувшей весной сточные воды подмыли грунт под проезжей частью.
Снаружи дефект полотна едва заметен, хотя видно, как машины на скорости пружинят и подлетают на невидимом трамплине. Кто знает — притормаживает заранее... Но в основном едут, не сбавляя газ.
Антон Зайцев, врио госинспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД по Вязниковскому району:
— Если администрация не устранит до зимы, то в зимний период может произойти ДТП. В плане того, что скользко, резина у всех разная, кто-то экономит на резине, кто-то — нет, и ввиду этого может вылететь либо вправо, либо влево, либо в кювет.
До городских служб информацию о провале полицейские довели. Власти объявили тендер на ремонт проблемного участка.
Всеслав Староверов, главный инженер отдела городского хозяйства администрации Вязниковского района:
— Срок исполнения уже известен, до 30 сентября оно уже будет готово, всё будет сделано. Тут будет проводиться полностью ремонт автомобильной дороги с укладкой асфальта — 50 метров и дополнительно ещё тротуар. Укрепление, всё это обязательно будем делать, потому что иначе это будет бессмысленно. Потому что если мы просто наложим сверху, то получится так, что, типа, через какое-то время, когда будут снова сильные дожди, она просто снова просядет.
Не устранить неровности, а наоборот, установить (искусственные!) по предложению ГИБДД хотят выше, на так называемой «Северской горе». Это тот самый переход, на котором минувшей весной молодой водитель легкового «Опеля» сбил пожилого мужчину. И пешеход, и виновник аварии увидели друг друга в последний момент и пытались избежать наезда, но не вышло. Пострадавший чудом остался жив. Этот суровый инцидент и лежачие полицейские должны научить автомобилистов тому, что они и так обязаны делать по правилам дорожного движения — сбрасывать скорость перед «зеброй».
Антон Зайцев, врио госинспектора дорожного надзора отделения ГИБДД ОМВД по Вязниковскому району:
— Они снижают принудительно. То есть взять, допустим, вот у нас в центре города было три нерегулируемых пешеходных перехода плюс очень длинная прямая. Люди разгонялись, кого-то не видели или ещё что-то, а с установкой искусственной неровности данная проблема у нас ушла. // На данном пешеходном переходе за последние два года случилось четыре ДТП с участием пешеходов, два из них получили тяжкие телесные повреждения. Ввиду того межведомственной комиссией по безопасности дорожного движения данный вопрос рассматривался, в данный момент производим обследование, чтобы установить искусственные неровности.
Мототехника не игрушка, напоминают сотрудники. Об этом должны знать дети и помнить их родители. В таких случаях парой протоколов и штрафов отделаться не получится. Детей и подростков ставят на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних. Это не «двойка» в дневнике, которую легко исправить. Это неприятная отметка в биографии и проблемы для всей семьи.
Мария Тумакова, инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД по Вязниковскому району:
— Нельзя разрешать нарушать закон детям. Если законом запрещено пользоваться этим спортинвентарём, разъезжать по дорогам общего пользования, то родители не могут этого разрешить. Это неправильно. Это и есть ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. За это они также привлекаются к ответственности родители. Мы проверяем по месту жительства, осуществляем контроль, смотрим, как обстановка в семье у них дальше происходит. Если ребёнок исправляется, понял, что он совершил правонарушение, то, соответственно, по истечении определённого срока мы снимаем его с учёта. Если нет, то на неопределённый срок остаётся на учёте.
Сотрудники ГИБДД стараются «оцепить» проблему детской аварийности со всех сторон. Патрулируют улицы вместе с родителями, акция так и называется — «Родительский патруль», проводят уроки безопасности в течение учебного года и занятия со школьниками в детских лагерях во время каникул. Инспектор Татьяна Уткина говорит, с большим любопытством ребята слушают реальные истории, особенно те, которые их по-настоящему пугают.
Татьяна Уткина, инспектор отделения ДПС ГИБДД ОМВД по Вязниковскому району:
— Правонарушения детьми — это не всегда просто ответственность, именно там материальная, наложение административных штрафов и так далее. Очень высок риск детского травматизма, поскольку если ребёнок выезжает на дорогу, он становится полноценным участником дорожного движения, будь то мототранспорт либо велосипедист. Соответственно, он должен знать и руководствоваться всеми требованиями правил дорожного движения, но в силу возраста и неопытности дети делать этого не могут, поэтому совершают много ошибок. И здесь что самое опасное для детей — это именно получение травм различной степени тяжести и, конечно, бывает такое, что происходит ДТП с летальным исходом. Такие примеры мы детям описываем, рассказываем, чтобы они об этом знали уже сейчас и учились на чужих ошибках.
В рамках специальных рейдов сотрудники ДПС проверяют, как родители выполняют требования к перевозке детей на личных автомобилях и особенно пристально и регулярно следят за тем, как те же правила соблюдают водители школьных автобусов. На балансе образовательных учреждений района их сейчас — 18. Раз в полгода и обязательно — в преддверии 1 сентября — в присутствии инспектора машины проходят полный техосмотр.
Проверяется всё, вплоть до номеров агрегатов — от этого зависят жизни детей, поясняет Альберт Коннов.
Исправно у автобуса должны работать освещение, рулевое управление, тормозная система. Вместе с контролёром сотрудник ГИБДД осматривает салон.
Альберт Коннов, старший госинспектор безопасности дорожного движения отделения ГИБДД ОМВД по Вязниковскому району:
— Здесь мы проверяем, не имеется ли качка и правильно ли закреплены поручни, за которые могут держаться дети для того, чтобы при резком торможении могли упереться в эти поручни. Второе, что мы проверяем, — это ремни безопасности, которыми будут дети пристёгиваться, нет ли на них надрывов, работает ли на них фиксатор. Если что-то будет неисправно, автоматически автобус не прошёл технический осмотр. Освещение в салоне. Освещение в салоне исправно. После чего проверяем аварийную кнопку для подачи водителю сигнала об остановке. Всё исправно.
Каким бы коротким ни был путь к знаниям, в автобусе дети должны ехать пристёгнутыми. А у водителя с собой должен быть комплект сигнальных жилетов со светоотражающими элементами. На случай поломки в дороге, если школьников нужно будет вывести из автобуса. Как любой пассажирский транспорт, школьный должен быть оборудован тахографом.
— По данному чеку, бумажному носителю мы проверяем, не нарушил ли водитель режим труда и отдыха.
Автобус, не прошедший техосмотр, отстраняется от эксплуатации и снимается с линии, что для муниципального школьного автопарка — непозволительная роскошь, говорят в ГИБДД. За состоянием транспорта следят, и таких прецедентов на вязниковской СТОА ещё не было.
Альберт Коннов, старший госинспектор безопасности дорожного движения отделения ГИБДД ОМВД по Вязниковскому району:
— На детских автобусах не было, было на перевозке пассажиров, общественного транспорта. Приехал автобус на технический осмотр, у него было неисправно рулевое управление. В результате чего на водителя был составлен административный протокол и также на должностное лицо, на механика, который выпустил на линию технически неисправный транспорт, был составлен административный протокол.
В вопросах безопасности не может быть мелочей, а осторожность никогда не бывает излишней, напоминают полицейские. Штрафы и предписания — это инструменты воспитания и дисциплины. Но наказание и ответственность — не худшее, что может постигнуть нарушителей. Цена ошибки — всегда чья-то жизнь.