Владимирская мастерица Наталья Наянзина рассказала о технике экопринта и экофрески
Осенняя палитра — очей очарование. А как сохранить её, сделать долговечной и радующей глаз холодной зимой? Достаточно изучить технику экопринта и экофрески. Ангелина Свищ расскажет все подробности.
«Готовь сани летом, а листья осенью». Флористическая мастерская Натальи Наянзиной пестрит всеми оттенками желтого, зеленого, красного. Декоратор бережно хранит краски осени своим необычным способом.
— Каштан красный, красные оттенки. Опять же, вот остролистный, вот этот клен.
Это не живопись и не аппликация. Это — экопринт. Особая техника, где на ткани рисует сама природа. В мире насчитывается около двух тысяч красящих растений. Цветы гортензии и мальвы, лепестки роз, листья папоротника, каштана и клена, и даже кора. Благодаря воздействию высоких температур растение оставляет не просто след, а свой точный ботанический портрет.
Наталья Наянзина — декоратор-флорист:
— Конечно, это каштан, клен. Мне очень нравится, просто влюбилась в остролистный клен. Очень красивый, в отличие от тех кленов, которые у нас растут. В нем очень много танинов.
Каждый отпечаток абсолютно индивидуален. Повторить его невозможно. Даже листья одного растения, собранные в разных местах, на разных деревьях или ветках, непременно отпечатаются по-своему. В этом и заключается магия экопринта, говорит флорист.
Наталья Наянзина — декоратор-флорист:
— Я ничего не дорисовываю. То, что растение отдало, свой пигмент и конфигурацию, то и получается на ткани. И предсказать окончательный результат, ну, где-то там на 80% можно, а иногда только на 60.
Лучше других поддаются природному окрашиванию натуральные ткани — шерсть, хлопок, шелк, кожа. Чтобы закрепить на них цвет природы, Наталья использует специальные фиксаторы — тоже натуральные.
— Замачивать листья в корне марены, и тогда они дают вот такие красноватые оттенки.
Иногда даже сложно догадаться, какое именно растение оставило свой отпечаток. Вот, например, откуда этот пастельно-желтый цветок...
Наталья Наянзина — декоратор-флорист:
— Луковая шелуха, которая выкладывается в виде цветков. И, например, холодные оттенки сине-зеленые с охрой — это мальва.
Оказывается, в мире экопринта лук — не просто овощ. Его шелуха способна удивить разнообразием оттенков. Так что сварить свою личную экопалитру может каждый. Оставлять отпечатки, к тому же, можно не только на тканях. Вот, например, керамическая ваза с рельефом листьев. Инь и ян, говорит Наталья.
Наталья Наянзина — декоратор-флорист:
— Используются оттиски листьев ландышей. Засушивать их лучше осенью, они тогда больше поддаются тому, чтобы сделать на них складочки, и дают очень красивые оттиски. И, в том числе, здесь еще отпечатано винтажное кружево, еще, по-моему, 70-х годов, ткань, которую сберегла моя мама.
Если искусство экопринта требует «варить» растения, то при создании экофрески достаточно тепла человеческих рук. Надавишь слишком сильно — лист просто потеряется, а если слишком легко — не отпечатается. В этом — мастерство.
Экопринт для Натальи не просто ремесло, а способ остановить, сохранить мгновение. И, казалось бы, мимолетная красота обретает вечную жизнь в искусстве, напоминая, что красота настоящая — в простом и естественном.
Ангелина Свищ, Илья Хлудов. «Вести-Владимир».