Цифровой ветер перемен: что ждет владимирцев в эпоху искусственного интеллекта?
Ничто человеческое ему не чуждо. Это об искусственном интеллекте. Где и как он развивается и в каких сферах жизни становится наиболее востребованным?
Слово — Ангелине Свищ.
Искусственный интеллект — сегодня это словосочетание пугает и удивляет. Если говорить просто, современный ИИ — это сверхсложная система распознавания, гигантский «калькулятор». Он не «мыслит», а вычисляет и притягивает факты по ключевым словам.
Алексей Кучерик, проректор по научной работе и цифровому развитию ВлГУ:
— Менеджерам по маркетингу и продажам нравится называть разработанные модели искусственным интеллектом, но это вообще не так. Сейчас это так называемые большие языковые модели. Они так и называются из-за того, что обрабатывают и учатся на больших массивах данных.
Например: увидев миллионы фотографий котов, нейросеть научится распознавать кота на новой картинке. Бум искусственного интеллекта пришелся на начало 2022 года. За последние три года количество алгоритмов искусственного интеллекта выросло в десятки раз. Число ежедневных пользователей исчисляется уже миллиардами.
С его помощью ищут новости, ведут разговоры, пишут научные статьи, дипломы и даже литературные произведения. Если раньше, чтобы написать сочинение на тему «Катерина — луч света в тёмном царстве», надо было просидеть за книгой несколько вечеров, то теперь... это можно сделать всего за минуту.
Блестящий словарный запас, безупречная структура и «мёртвый», бездушный текст — главные отличия машинного продукта от настоящего, — замечает учитель русского языка Татьяна Ковалева. Еще год назад школьники «грешили» использованием ИИ. Но, отмечает она, сейчас от этой тенденции отошли.
Татьяна Ковалёва, учитель русского языка гимназии №3 г. Владимира:
— Обычно это какие-то просторечия, которые ребенок в седьмом, восьмом, в девятом классе может вставить в свое сочинение. Нейросеть такого, конечно, не допустит.
Согласно последним данным ВЦИОМ, с нейросетями уже знаком каждый второй россиянин. И используют их не только для творчества. Кому-то ИИ заменяет даже психолога. Каждый седьмой пользователь (это 14% опрошенных) признается, что обращается к алгоритму за общением и эмоциональной поддержкой.
— Как и в выстраивании отношений с человеком, появление эмоциональной связи с ИИ требует регулярности, поэтому среди активных пользователей нейросетей четверть (24%) демонстрирует появление более доверительного способа взаимодействия.
Но ИИ научился не только собирать информацию, но и занялся творчеством. Например, с помощью определенных моделей можно создать картину в стиле какого-нибудь художника. Писатель Андрей Филинов, например, доверил «машине» создание иллюстрации для детской книги.
Андрей Филинов, директор ГТРК «Владимир», писатель:
— По моему вербальному заданию, как это сейчас модно называть — «промт», нарисовал вот такую замечательную, на самом деле, [иллюстрацию]. Сразу видно, что это сгенерировано. Сейчас опытный взгляд каждого человека это видит.
Но не стоит забывать: искусственный интеллект учится именно у человека и берет за основу его опыт. Сейчас ИИ почти изучил все имеющиеся данные. Ему, как и человеку, постоянно нужно обучаться и обновляться. Если этот процесс не будет происходить...
Алексей Кучерик, проректор по научной работе и цифровому развитию ВлГУ:
— Она начнет галлюцинировать. Это самая страшная вещь, потому что галлюцинирующая сеть придумывает факты сама. Не так, что она где-то нашла и подтащила, а полностью может придумать сама.
Пока способности сети ограничены. Она может довольно точно угадать, что от нее хочет пользователь, и в 84% случаев корректно обрабатывает запросы. Однако она лишена морального компаса. Не понимает, что этично, а что нет.
Алексей Кучерик, проректор по научной работе и цифровому развитию ВлГУ:
— Нам часто приводят пример, что если предложить искусственному интеллекту (будем так его называть, чтобы всем было понятнее) накормить весь мир, он вполне может принять решение, что просто надо сократить количество людей под имеющуюся ресурсную базу. Человек такого решения не примет. Конечно, сейчас не случится какого-то восстания Скайнет, как в «Терминаторе».
Цифровой ветер перемен уже не остановить. Нейросети прочно вошли в нашу жизнь, беря на себя рутину, а иногда и творчество. Но не нужно забывать, что это алгоритм, который сейчас очень сильно зависит от человека. При этом не стоит ему слишком доверять, и если запрашиваете какую-то информацию, то лучше сто раз перепроверить.
Ангелина Свищ, Алексей Ковалев, Андрей Синягин, «Вести-Владимир».