«Телефонное мошенничество — оружие нового времени». Во владимирском филиале Президентской академии состоялась конференция, на которой рассказали, какие приемы используют злоумышленники сейчас и как не стать жертвой телефонного звонка. Репортаж Полины Лаптевой.
Звонки в мессенджерах и по мобильному телефону от сотрудников сотового оператора, банка, Пенсионного фонда, Почты России и даже от председателя ТСЖ — это типичные схемы мошенничества. Аферисты представляются специалистами различных инстанций, чтобы запугать человека и убедить «обезопасить свои деньги». На деле — похитить все до копейки.
Евгений Гаврилюк, специалист по информационной безопасности отделения Центрального Банка г. Владимира:
— Он представляется не собой, а каким-то должностным лицом. Говорит о деньгах или о личных данных, о важной информации. И третий факт — они всегда торопят, держат на эмоциях, на нервах. Если вы не скажете код из SMS, то вам обрубят связь, заведут на вас уголовное дело, у вас деньги все пропадут.
В конференции приняли участие сотрудники региональных ведомств. По сообщению регионального УМВД, за этот год зарегистрировано более 3 тысяч случаев хищения с использованием сети Интернет. Жители региона перевели мошенникам свыше миллиарда рублей. В основном — это личные средства от продажи имущества или займы.
Анна Сиванова, официальный представитель УФСБ по Владимирской области:
— Жертвы выбираются мошенниками не по социальному статусу, не по уровню их образования, не по возрасту. Здесь мы можем сказать, что жертвой может стать абсолютно любой человек.
С начала специальной военной операции возросло количество террористических и экстремистских актов. Вербовка спецслужбами Украины через мессенджеры «за награду» — прямая угроза национальной безопасности и суверенитету. Для защиты, по словам завкафедрой теории и истории государства и права филиала РАНХиГС Виктора Чирикина, важна консолидация всего общества.
Виктор Чирикин, завкафедрой теории и истории государства и права владимирского филиала РАНХиГС:
— В садике, в школе, в вузах, в творческих и трудовых коллективах. Мы — граждане единой страны, это наша страна, и судьба этой страны нам небезразлична.
Алла Быба, руководитель проекта "Правовая школа по профилактике терроризма и экстремизма среди молодежи":
— Через различные мессенджеры, собственно, и вербуют подростков, которые не понимают, что происходит и что будет с ними в дальнейшем. Лицо терроризма меняется каждый день, каждую минуту. Работают над созданием схем каждую минуту, к сожалению. И безусловно, мы всегда предупреждаем, что нужно проверять информацию, обращать внимание, откуда она идет, обращаться к официальным источникам.
Перепроверять информацию — первый и самый важный шаг, который поможет защитить себя и своих близких от мошенников. Сотрудники «Госуслуг» не звонят пользователям по телефону. Все официальные сообщения с портала приходят только в личный кабинет пользователя. А звонки от, например, полицейских могут поступить только в том случае, если гражданина необходимо пригласить в отделение.
Полина Лаптева, Александр Чунаев, «Вести-Владимир».