Top.Mail.Ru
Общество

"Безопасная дорога": какие задачи выполняют мобильные комплексы фото- и видеофиксации?

Опубликовано: 1 декабря 2025 года

"Безопасная дорога": какие задачи выполняют мобильные комплексы фото- и видеофиксации?

А теперь наш эфир продолжит программа «Безопасная дорога». Напомню, это совместный проект ГТРК «Владимир» и Государственной автоинспекции Владимирской области.

Эфир нашего канала продолжает очередная серия совместного проекта Государственной автоинспекции региона и ГТРК «Владимир» – «Безопасная дорога». В этом выпуске расскажем о мобильных комплексах фото- и видеофиксации. Какие задачи они выполняют? Каков их вклад в безопасность дорожного движения? Об этом – Фёдор Лалакин.

Это не съёмки очередного фильма про шпионов. Это современный мобильный комплекс, который стоит на службе Госавтоинспекции и «Центра безопасности дорожного движения». Со стороны, особенно в плотном потоке автомобилей, сложно заметить, а тем более отличить его от обычной машины. Через небольшое окошко камера фиксирует почти всё, но самое главное – отслеживает нарушителей, которые не соблюдают скоростной режим и правила обгона, выезжают на полосу встречного движения. Тем, кто любит погонять, стоит лишний раз подумать, а СТОИТ ли оно того? Совершать манёвр обгона нужно, строго соблюдая ПДД: сначала необходимо сообщить другим водителям о вашем намерении левым поворотником, затем, убедившись, что встречная полоса свободна, проверить, нет ли машины позади вас. Обогнав, снова поворотник, но уже правый, и обратно на свою полосу. Также нельзя забывать, что выезд на встречку запрещён при наличии сплошной линии или при других условиях, например, специальном знаке.

Олег Лапшин – начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения управления Госавтоинспекции по Владимирской области:

– Проблеме соблюдения водителями правил дорожного движения при осуществлении обгона, выезда на полосу встречного движения, отводится одно из первостепенных мест. Все прекрасно понимают, что такие происшествия несут большую тяжесть последствий. Так, если учитывать, что при общем количестве ДТП в среднем тяжесть последствий составляет где-то 8 процентов на 100 пострадавших, то в таких происшествиях погибает 20 человек на 100 пострадавших. То есть, видите, какие большие, значительные разницы. Сотрудниками Госавтоинспекции проводится большой комплекс мероприятий по профилактике таких нарушений. Прежде всего, это мероприятия инженерного характера. Так, на состоявшейся 26 сентября комиссии при губернаторе области был выработан комплекс мероприятий, где в ближайшее время будет осуществляться производство работ. Также проводится пропагандистская работа, ну и, конечно, никуда не деться без надзорной деятельности. Мы организовали на уровне УМВД проведение комплексных профилактических мероприятий «Обгон».

Всего во Владимирской области функционируют 5 мобильных комплексов фотовидеофиксации. Они патрулируют дороги, ведут работу на особо опасных участках трасс, как региональных, так и федеральных.

Владимир Ульянов – начальник отдела фото- и видеофиксации государственного казённого учреждения Владимирской области «Центр безопасности дорожного движения»:

– Конкретно сейчас мы находимся рядом с комплексом фото- и видеофиксации мобильным «Кордон Про М» на автодороге Владимир–Муром–Арзамас. Данный комплекс фиксирует все нарушения в автоматическом режиме, такие как: нарушения скоростного режима и выезд на полосу встречного движения. Соответственно, как мы понимаем, вот эти нарушения являются основными при ДТП. Нарушения скоростного режима, выезд на полосу встречного движения – как раз те нарушения, которые ведут к очень серьёзным дорожно-транспортным происшествиям. Комплекс у нас, как я уже говорил, находится в мобильном исполнении. Что значит «в мобильном исполнении»? Он находится на борту транспортного средства, специального транспортного средства, и фиксирует все нарушения, когда транспортное средство находится в движении, в потоке.

Эта «Лада Ларгус» идеально подходит для такого «дорожного смотрителя». В автосалоне удобно помещается весь комплекс.

Владимир Ульянов – начальник отдела фото- и видеофиксации государственного казённого учреждения Владимирской области «Центр безопасности дорожного движения»:

– Расположение комплекса может быть в двух вариантах: это сзади, как вот сейчас мы покажем вам, и второй вариант – на подголовнике переднего пассажира. Мы используем в «Ладе Ларгус» именно такое расположение, то есть специальная тренога – тренога, которая укороченная, – мы ставим рядом с дорогой. То есть комплекс фиксируется на треноге, повторюсь, специальные крепления, растяжки, аккумулятор. То есть комплекс работает автономно, подзаряжается от аккумулятора. Комплекс, повторюсь, работает в автоматическом режиме.

Участие человека минимально. Принцип действия прост: комплекс подключён к системе ГЛОНАСС. Это российская навигационно-спутниковая система, которая предоставляет данные о местоположении и времени. Специалисты, проезжая аварийно-опасный участок дороги, включают комплекс, а дальше он выполняет свою работу в автономном режиме. Все настройки прописаны изначально в «голове» устройства.

Владимир Ульянов – начальник отдела фото- и видеофиксации государственного казённого учреждения Владимирской области «Центр безопасности дорожного движения»:

– Все нарушения, которые фиксируются, по защищённому каналу связи направляются автоматически в Центр автоматизации и фиксации административных правонарушений, то есть в подразделение ГАИ, которое непосредственно уже обрабатывает эти нарушения и выносит постановления. Комплекс этот очень хороший, надёжный, хороший производитель. Мы пользуемся данным типом комплексов с 2018 года, именно данным. Но вот эта модификация – это усовершенствованный комплекс. Комплекс называется «Кордон», вот именно «Кордоном» мы пользуемся с 2018 года, а это «Кордон Про М». То есть непосредственно тот, который может фиксировать те нарушения, о которых я говорил, в движении, в мобильном исполнении. Комплекс является сложным механизмом, который имеет свидетельство об утверждении типа средства измерения, проходит периодическую проверку. Ну, повторюсь – очень надёжный комплекс, зарекомендовал себя замечательно.

Тем, кого комплекс «застукал» за нарушением правил дорожного движения, через некоторое время приходят «письма счастья» – протоколы об административных правонарушениях.

Владимир Ульянов – начальник отдела фото- и видеофиксации государственного казённого учреждения Владимирской области «Центр безопасности дорожного движения»:

– Там прописано место, где было совершено нарушение: автодорога, привязка к километражу, координаты, как я уже говорил, то есть они определяются автоматически с помощью спутников ГЛОНАСС. Место, координаты, скоростной режим и, соответственно, непосредственно описание того, что он нарушил: будь то выезд на встречную полосу движения или нарушение скоростного режима. Вот это вот «письмо счастья», так называемое, да, протокол об административном правонарушении. На нём должно быть соответствие с ГОСТом, опять же, с нормативным документом, должно быть как минимум три фотографии. Это касаемо нарушений скоростного режима и выезда на полосу встречного движения. То есть три фотографии: первая фотография, где видно, что… со временем, да, первая фотография. Вторая фотография отличается от первой тем, что видно, что он в движении находится по времени. И третья фотография – это увеличенный государственный регистрационный знак.

Комплекс универсален ещё и в плане использования. Может работать в стационарном режиме, может в мобильном. Водителям, которые строго соблюдают правила, переживать не о чем. Николай – как раз один из «дисциплинированных» автомобилистов.

Николай:

– Мы буквально у вас минутку отнимем времени. Скажите, пожалуйста, вот часто ли у вас такое бывает, что вы куда-то едете, а вас обгоняют всякие лихачи, куда-то летят, торопятся, спешат?
– В любом случае, конечно, конечно.
– И как вы к ним относитесь?
– Ну, если всё по правилам, вопросов никаких нет.
– А если не по правилам? Если вот там линия, и они прямо нарушают, но едут.
– Ну, а чего с ними сделаешь, с ними ничего не сделаешь, у каждого своя голова на плечах.
– А вы сами как ездите?
– Ну, на этой старушке много, как бы, не разъедешь. Соблюдаем правила, инспектор может проверить. Нет, слава Богу, нарушений.
– А если вот всё-таки вы куда-то очень сильно опаздываете, торопитесь, как вот вы делаете в таких случаях?
– А куда торопиться-то? На тот свет? В любом случае жизнь дороже. Эти пять, десять минут погоды не сделают.

Касим:

– Часто вы ездите быстро?
– Я почти не… если быстро езжу – это 70… Ну, если своя жизнь дороже, надо не гонять. Лучше спокойно ехать, не торопясь. Или полчаса раньше выезжай, и всё, едь, и всё.

Центр безопасности дорожного движения Владимирской области появился в 2018 году. Основным направлением ещё при создании было развитие системы фото- и видеофиксации. В наши дни появилось ещё несколько направлений, увеличился также и функционал.

Владимир Ульянов – начальник отдела фото- и видеофиксации государственного казённого учреждения Владимирской области «Центр безопасности дорожного движения»:

– В настоящее время на территории Владимирской области функционируют 187 стационарных комплексов, 10 передвижных комплексов и 7 мобильных комплексов фото- и видеофиксации. Все эти комплексы являются имуществом области и стоят на балансе государственного казённого учреждения Владимирской области «Центр безопасности дорожного движения». Значит, хотелось бы остановиться на 7 мобильных комплексах. Значит, из этих 7 мобильных комплексов два комплекса фиксируют нарушения правил парковки и стоянки, а 5 мобильных комплексов фиксируют нарушения в мобильном режиме таких видов, как скоростной режим и выезд на полосу встречного движения. Вот эти 5 комплексов относительно недавно у нас в области начали функционировать. Если сама система фото- и видеофиксации в области развивается с 2015 года, то мобильные комплексы у нас начали функционировать с прошлого года. Один мобильный комплекс функционировал с июля прошлого года, а остальные 4 начали функционировать с сентября текущего года. То есть региональная Госавтоинспекция приняла решение о необходимости их применения ввиду того, что появились очаги аварийности протяжённые и, соответственно, большой протяжённости – от 20 до 100 км. И, соответственно, каким-то передвижным комплексом или стационарным комплексом данные очаги невозможно закрыть. Поэтому было принято решение использовать мобильные комплексы. То есть суть этих мобильных комплексов заключается в том, что комплекс находится на борту транспортного средства, транспортное средство находится в потоке, в движении, и, соответственно, комплекс в автоматическом режиме осуществляет фиксацию данных нарушений. В настоящем у нас в области 6 таких протяжённых участков: это Суздальское направление, федеральная дорога Р-132, основное направление в сторону Суздаля – два участка, до Суздаля и после Суздаля в сторону Иваново, вот два участка. Следующее – у нас это Гусевское направление в сторону Гусь-Хрустального, тоже основное направление Р-132, федеральная дорога. Следующее – это федеральная дорога Р-132, восточное соединение, это в сторону Коврова. А также региональные дороги: это вот Владимир–Муром–Арзамас и региональная дорога Колокша–Кольчугино–Александров–Верхние Дворики. Владимир–Муром–Арзамас у нас практически вся дорога является аварийной – это от 20 км до 120 км. И, соответственно, региональная дорога Колокша–Кольчугино–Александров–Верхние Дворики также является почти вся аварийной. По всей дороге мы осуществляем фиксацию данных видов нарушений.

В Госавтоинспекции ещё раз напоминают всем жителям Владимирской области, за какие нарушения может прийти штраф.

Дарья Шевцова – инспектор центра автоматизированной фиксации административных правонарушений управления Госавтоинспекции по Владимирской области:

– Следует отметить, что привлекаем к установленной законом ответственности по следующим статьям Кодекса об административных правонарушениях: то есть за превышение установленной скорости движения – статья 12.9 Кодекса об административных правонарушениях, части 2, 4 и 6. Далее привлекаем за непредоставление преимущества пешеходам – это статья 12.18 КоАП РФ. Люди у нас не пристёгиваются – статья 12.6 КоАП РФ. Также то, что идёт проезд – очень важная статья – проезд на запрещающий сигнал светофора: это первая часть и третья часть 12.12 КоАП РФ. Это выезд на встречную полосу движения – часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ. И то, что пользуются у нас телефоном без того, чтобы обеспечить специальный аппарат, который бы этот телефон содержал в машине.

Ежедневно мобильными комплексами фиксируется как минимум 40 нарушений, говорят специалисты. Иногда это число может увеличиться в несколько раз. Рекорд – 140. Такой «улов» на региональной дороге Колокша–Кольчугино–Александров–Верхние Дворики.

Дарья Шевцова – инспектор центра автоматизированной фиксации административных правонарушений управления Госавтоинспекции по Владимирской области:

– Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений занимается тем, что обеспечивает безопасность участников дорожного движения посредством того, что ведётся контроль на соответствующей территории с помощью использования средств фото- и видеофиксации. Это основная наша задача, ну и, естественно, осуществление производства по делам об административных правонарушениях. Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений также обязательно рассматривает дела, которые находятся на сервере СПО «Паутина». То есть это у нас… мы рассматриваем, чтобы выявить состав административного правонарушения, посмотреть далее события административного правонарушения и полностью все обстоятельства, чтобы объективно, всесторонне привлечь виновное лицо к установленной законом ответственности. С 23 сентября этого года заработали новые мобильные комплексы фото- и видеофиксации. Они фиксируют нарушения в потоке, а именно: превышение установленной скорости движения, а также выезд на встречную полосу. И могу сказать то, что основными маршрутами являются следующие: это автодорога Владимир–Муром–Арзамас с 20 по 124 км; это Колокша–Кольчугино–Александров–Верхние Дворики с 1 по 130 км; это автодорога Р-132 «Золотое кольцо», километраж следующий: 226 км по 255 и с 304 по 347 км. За 23 дня работы с данных мобильных комплексов зафиксировано 3211 правонарушений.

Соблюдение всех правил дорожного движения – залог нашей безопасности и, в каком-то смысле, показатель ещё и финансовой грамотности. Но вот только если потраченные на штраф деньги можно заработать снова, то с жизнью или здоровьем, которые можно потерять в результате ДТП, так не получится.

Загрузить ещё
Выберите рассылку