Top.Mail.Ru
Общество

От Воскресенской до Луначарской: улица, где оживает история Владимира

Опубликовано: 14 января 2026 года

От Воскресенской до Луначарской: улица, где оживает история Владимира

Улица транзитная, но очень интересная, — начинает свой рассказ Татьяна Лысова. В этом году Луначарского — 103 года. В 1923‑м имя революционера, соратника Ленина, появилось на карте Владимира. А вот Залыбедская сторона, где она и находится, начала «оживать» ещё три столетия назад — с появлением храма Воскресения Христова. По аналогии с ним улицу первоначально называли Воскресенской.

— Вообще церковь впервые упоминается в документах 1628 года как деревянная. Несколько раз горела. К XVIII веку её решили воссоздать уже в камне.

Старинную церковь закрыли в 1928‑м. «Она сохранилась и не сохранилась одновременно», — говорит Татьяна. От сноса здание спасло то, что его отдали под архивное хранилище. Документы и сегодня здесь. В конце 50‑х колокольню снесли, застройка сразу приобрела гражданский вид. Её старинная часть узнаваема по более узким окнам. В середине XX века из них ещё была видна зарастающая Лыбедь; потом её уложили в железный коллектор и спрятали под магистраль.

О старом Владимире напоминает это здание — бывшее Владимирское мужское духовное училище. Год постройки — 1875. Здесь мальчиков готовили для поступления в духовную семинарию при Богородице‑Рождественском монастыре. У здания была собственная Сретенская церковь. Вот её купол над главным входом — с дореволюционного фото.

— И этого здания вскоре не стало хватать, и в 1905 году к нему пристроили ещё более масштабное здание в стиле модерн — проекта Петра Бегена. В 1918 году все духовные образовательные учреждения закрыли. И здесь была образцово‑показательная школа им. Крупской.

Интересный факт: ученики сами отправили запрос Надежде Константиновне и получили её согласие. Школа действительно была образцовой. В первые дни Великой Отечественной войны здесь разместили первый эвакогоспиталь для раненых. А школу — ей присвоили № 3 — перевели в здание бывшего духовного училища. Новый дом она обрела только в 1984 году. В советских путеводителях его называли самым красивым на Луначарского.

Когда‑то на его месте находилась деревянная усадьба, где вырос самый известный владимирский архитектор‑реставратор Александр Васильевич Столетов. Об этом напоминает мемориальная доска.

— Человек, который спас и сохранил для нас Дмитриевский собор. Который серьёзно стал разрушаться в 30‑е годы. Он возглавил работы в 1941 году — в военные годы, а уже после войны возглавил Владимирскую научную реставрационную мастерскую, составил методику реставрации шедевров для всей Владимирской области.

Любопытно, что предки Столетовых обосновались в Залыбедских местах Владимира ещё в XV веке.

— Улица Суздальская сохранила прежнее название суздальской дороги. И именно здесь заканчивалась улица Луначарского. А дальше шла так называемая Слобода Варварка. Её основали выходцы из Великого Новгорода, когда Иван III боролся с вольницей Новгородской.

Из потерявшего самостоятельность Новгорода во Владимир были выселены 50 семей лучших купцов — кроме Столетовых, это Боровецкие, Сомовы, Обросимовы. «Всё было продумано», — продолжает Татьяна. С одной стороны, они не в городе, но и недалеко от него.

— Хочу ещё обратить внимание, что чётная сторона заканчивается на 28‑м доме, а нечётная — до 45‑го. Именно в 50‑е Луначарку хотели сделать смотровой площадкой для любования старой частью города.

К сожалению, прекрасная задумка в жизнь не воплотилась. И выглядит сегодня вот так. А между тем этими местами когда‑то любовался, прогуливаясь, Александр Герцен. Писатель вместе с молодой женой снимали загородную усадьбу княгини Долгоруковой в 1838 году. Её место сегодня занимает дом № 18.

— Во владении молодых Герценов было большое хозяйство: усадебный дом, 2 избы для прислуги, конюшенный и каретный двор, был и амбар с мукой, огромный сад и речка Лыбедь. Как писал Герцен, прожили здесь свои счастливые годы жизни.

Вот только усадьба не отапливалась, и Герцены вынуждены были переехать. Загородный дом вскоре исчез в пожаре, а земли выкупил Назар Муравкин. Его отец, Трофим Иванович, первым открыл во Владимире огородный бизнес.

— Крепостной крестьянин из села Черкутино Юрьевского уезда начал осваивать огородное дело в 1793 году и испросил разрешение у своего хозяина уехать в Ревель, где проживали лучшие огородники, — хотел научиться их знаниям.

На родину Муравкина‑отца вернула война 1812 года. И уже во Владимире на практике он смог применить свои знания. Муравкины построили этот дом — он и сегодня выглядит добротно. А за ним по берегам Лыбеди застеклили тысячи парников, где выращивали диковинные для владимирцев овощи: шпинат, спаржу, капусту — цветную и красную, и даже арбузы.

— В 1858 году для свиты Александра II была в Дворянском собрании выставка достижений народного хозяйства: 12‑килограммовая капуста, 8‑килограммовый арбуз и 80‑сантиметровая свёкла. Таких гигантов выращивали на огородах Муравкина.

Хранились тонны овощей на этом складе по соседству. Здание XIX века и сегодня впечатляет масштабами. Был и ещё один склад в историческом центре Владимира.

— Ему было дано место, которое занимали калачные ряды… И он построил Муравкинский корпус — который знаем как Гагаринский. Условие было такое: через 25 лет он отдаст здание городу.

Татьяна говорит, было бы правильнее назвать торговый центр не Гагаринским, а Муравкинским. Династия меценатов‑благотворителей сделала много полезного для города. Например, сын Назара, Вакх, — староста Дмитриевского собора — построил звонницу с печами. И это помогло сохранить памятник XII века. До этого собор не отапливался. Богадельня у Князь‑Владимирского кладбища — тоже инициатива Вакха Назаровича.

За этим ветхим зданием Луначарки и в окружении таких вот декораций скрывается ещё одна загадка, — смеётся Татьяна. Так она называет дом 16‑А. О нём краеведам не известно ровным счётом ничего.

— Заходишь во дворик и видишь эту красоту — самый настоящий советский ампир 1955 года постройки. Один из экскурсантов сказал, что построено для отдела сельского хозяйства облисполкома. Сегодня — центр компетенций нашей обладминистрации.

А это место в XIX веке было настоящим «государством в государстве». Входим во двор величественной постройки. В 1865 году Владимирская епархия открыла здесь первое образовательное учреждение для девочек — женское училище. До этого девочки могли получать образование только дома. У заведения было также обширное хозяйство.

— Под него была куплена усадьба предводителя уездного дворянства Дмитрия Соленникова —загородный дом. Причём они получили титул при Екатерине II за поставки льняного полотна для флота. Первоначально здание было в 3 раза меньше. Такой объём приобрело в 1912 году по проекту Шерера, который проектировал Красный Крест.

Татьяна замечает, что историю Луначарского составляют не только каменные постройки, но и люди, которые здесь жили и работали. С центральной стороны бывшего женского училища — мемориальная доска потрясающему человеку, Александру Николаевичу Барсукову, одному из организаторов РАБФАКа, известному учёному‑математику. В годы войны, в 50 лет, он ушёл добровольцем на фронт, был пулемётчиком.

А это здание на Луначарского, 1 — городское управление МВД (бывший трест «Владимирстроя») — связано с именем Валентина Маркина. Это при нём в регионе начался строительный расцвет. Самые грандиозные учреждения — от зданий обладминистрации и ДТЮ, гостиниц «Заря» и «Золотое кольцо» до миллионов квадратных метров бесплатного жилья — возведены именно при нём.

Каждое имя — это история, и изучать её можно в том числе на улицах Владимира. Открытия на каждом шагу.

Татьяна Воронцова, Андрей Синягин. «Вести‑Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку