В «Памятной книжке Владимирской губернии», изданной в XIX веке, село Коровино Меленковского уезда упоминается как центр гончарного посудного производства. Спустя три столетия в этой деревне сохранилась династия гончаров. Секретами производства они поделились с Кристиной Ивановой.
Это не промысел, а искусство, говорят земляки Алексея Малахова о его ремесле. Сам Алексей гончаром стал не сразу. Любовь к этому творчеству привил тесть. Гончарное дело в деревне Коровино Меленковского района имеет давнюю историю. Предки супруги Алексея Михайловича уже два столетия передают из поколения в поколение навыки гончарного дела.
АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ: "Мы и живем сейчас в доме, вернее, на месте того дома, где жил вот дедушка моей супруги. Получается, уже прапрадед моих детей, он был гончаром".
Причем, гончаром талантливым и известным. Малаховы бережно хранят историю своей семьи. Алексей Михайлович рассказывает: в Первую мировую войну один из предков, Яков, попал в плен, где ему пришлось трудиться гончаром. После окончания войны, немцы были настолько довольны его работой, что просили остаться. Сегодня Малаховы создают эти глиняные шедевры так же, как и сто лет назад.
АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ: "Технологическая цепочка абсолютно один к одному. Мы из благ цивилизации используем только вот освещение в помещении".
Чтобы изготовить вот такой горшок профессионалу понадобится меньше минуты. Но это лишь верхушка айсберга. Самое трудное - заготовка глины. Это не та глина, которую мы привыкли видеть. Ее гончары называют грязью.
АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ: "Верхний слой залежа глины, пласта глины, должен быть на глубине 4-5 метров под землей. Все, что выше, это уже не идет. Это не наше, это не пойдет".
Для добычи глины роются так называемые колодцы. Тут важно угадать с местом, чтобы не копать впустую. Мастера уже давно знают, где залежи этой белой глины. Алексей Михайлович добывают ее в лесу, в двух километрах от дома. Кстати, глина в залежах совсем не мягкая.
АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ: "Вот даже уголь. Его можно кайлом отковыривать, а глину - бесполезно. Там нужно нарезать, кусочками, упираться. Это очень тяжелое занятие".
Потом глина должна пройти морозы и отмокнуть в воде. На это уходит почти год. Затем куски мнут ногами до состояния теста и только после этого ее можно использовать. В этом тяжелом труде Алексею Михайловичу помогают сыновья: Михаил и Алексей. Они тоже решили продолжить семейное дело. Их младшая сестра Мария тоже иногда приходит на помощь.
АЛЕКСЕЙ МАЛАХОВ: "Она тоже умеет. В свое время я ее подтолкнул. Она, бывает, на дни городов, когда мальчишки куда-то разъедутся, везде они востребованы, и, не смотря на маникюр, приходится ей тут отрабатывать".
У них собственная гордость - это про семью Малаховых. Свое производство они создали с нуля, не требуя ни у кого помощи. Сейчас же их фамилия известна далеко за пределами своего района. Гончарное мастерство Малаховы демонстрировали даже на Международном фестивале искусств "Славянский базар" в Витебске. Говорят, заказов много. И тут же улыбаются: такие проблемы только в радость.