Top.Mail.Ru
Общество

Министерство культуры намерено исследовать все работы Андрея Рублева

Опубликовано: 19 июля 2013 года
Рублева - на экспертизу. Министерство культуры планирует провести исследование живописных работ, приписываемых великому иконописцу. Как объективно определить его произведения? И возможно ли это без последствий? - выясняла Мария Платанюк.

Плавные линии его кисти неслучайно сравнивают с музыкой. Удивительный рублевский синий в изображении "горниго" мира - иначе "голубец" невозможно спутать с другим. Рублёв - фигура особая, отмечает Валерий Лепахин. Наш земляк - доцент Сегедского университета в Венгрии - вот уже много лет изучает икону в русской словесности. Исследовал и образ русского иконописца. О Рублеве много писали и в 20 веке. К примеру, поэт  Николай Клюев.

ВАЛЕРИЙ ЛЕПАХИН, ИСКУССТВОВЕД, ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ, ДОЦЕНТ СЕГЕДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (ВЕНГРИЯ): "У Клюева есть такая строчка. "Я хочу песнословить рублевские вапы". Вапы - это краски, древнерусское слово. А песнословить - это попытаться достичь в поэзии того, чего достиг Рублёв. Того, что изобразил кистью".

Выявить "эталонные" произведения великого инока. Такую задачу поставило Министерство культуры. Инициатива принадлежит ГосНИИРу. В рамках программы "Культура России". В планах - исследование 8 десятка работ, приписываемых  Рублёву. Данные позволят отличить его творения от работ соратников. Технологии - от фотообработки в цифровом формате до рентгенографии.

МАРИЯ ПЛАТАНЮК, СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ: "На научно-исследовательские работы ведомство готово потратить свыше полумиллиона рублей. В планах  Министерства культуры - провести визуальное исследование проб, термический, микрохимический, капельный и спектральный анализ пигментов. Цель - установить художественный почерк Андрея Рублева, его индивидуальные приёмы и красочную палитру".

Авторство фресковых росписей в Успенском кафедральном соборе подвергнуть сомнению невозможно. То, что это Рублёв, установлено доподлинно. Подчеркивает гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. О том, что своды Успенского собора расписывал великий мастер, свидетельствует запись в Троицкой летописи от 1408 года. Экспертизу Светлана Мельникова поддерживает. В музей, к примеру, уже поступило обращение об исследовании образа "Богоматерь Умиление".  

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Любой хранитель, любой директор музея будет очень осторожно относиться к любому исследованию иконы. И на научно-методическом совете мы приняли решение - провести это исследование, но только техническим, бесконтактным способом. И конечно же, на месте".

Эксперты говорят: разделить "руку" Рублёва и его соратников  будет сложно. Тем более, сам великий мастер произведения не подписывал.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПЛВЕДНИКА:
"Такие огромные площади росписи, такие как в Успенском соборе или в Благовещенском соборе Московского Кремля - последняя работа Рублёва, ведь они наверняка создавались артелью. И какие части кем писались - предмет особого исследования".

На сохранность уникальной живописи влияет огромное количество факторов. Время, копоть от свечей и лампад, большой поток прихожан. О реставрации фресок Рублёва речь вести пока рано, подчеркивает Светлана Мельникова. Но больной вопрос практически решен - в соборе в конце года все-таки будет смонтирована  качественная система вентиляции. Что касается глобальной инициативы, не ко всем произведениям ученых готовы подпустить. Яркий пример - Троица ветхозаветная. Именно об этой иконе отец Павел Флоренский однажды сказал: "Если есть Троица Рублёва, значит - есть Бог".

Мария Платанюк, Андрей Синягин, Денис Прусов
Загрузить ещё
Выберите рассылку