Top.Mail.Ru
Общество

Статус "музей" должен соответствовать определенным критериям

Опубликовано: 11 февраля 2015 года
Россия переживает бум на создание частных музеев.  Во Владимире тоже появилось несколько объектов, которые  претендуют на статус музея. Цель - и туристов привлечь, и денег заработать. Но всякий ли коммерческий проект может называться музеем?

Как и водится в сказках, Баба-яга заставляет всех кланяться при входе. В самой же избе гостей  ожидает нечисть -  Змей Горыныч, Леший, Водяной... Все как в сказке. Но с английским акцентом, так как  привезены куклы-роботы из-за рубежа. Компот из глаз, тушеные лягушки. Дух захватывает. Не знаешь,  чего ожидать от этих сказочных персонажей.  

- А это гости дорогие для вас угощение, кто хочет попробовать? Засуньте туда  руку, - ой, нет, не буду руку туда засовывать. Меня сейчас хватит удар.

Дальше экскурсия в дискобар Ягуси. Обязательное условие - танцевать. Вместе с Ягой, Аленушкой и поросятами. Иванушка не танцует - он жарит шашлыки.

В комнату с коллекцией Бабок-ёжек  проходим через Кощея Бессмертного. Здесь  персонажи разные - из Болгарии, Испании, Индии.  Из глины, фарфора, ткани. Хозяйка собирала коллекцию несколько лет. И вот третий год музей принимает посетителей. Билет для ребенка от четырех лет - 100рублей. Для взрослого - 150.

ЕЛЕНА ГУСАРОВА, ЭКСКУРСОВОД: "Зависит от времени года, каникул, выходных. В среднем полторы тысячи проходит в месяц".

Баба-яга в доме - это оберег, который не только укрощает нечистую силу, но и поглощает женскую агрессию. Сотрудники магазина рассказывают: в том году на 8  марта мужчины покупали сразу по две Бабы-яги - жене и теще.

Экскурсия длится 20 минут. Эмоций достаточно. Как от хорошего аттракциона. Но историю  персонажа, основанную на   научных исследованиях, здесь не расскажут. Создатели  музея  сосредоточились  на развлекательной стороне и продаже сувениров.  Таких заведений на туристическом маршруте Владимира должно быть больше. Чтобы  туристам хотелось остаться  на несколько дней,- говорит Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Вот только называться музеями  такие проекты  не могут. Дом, лавка, аттракцион, но не музей. Музей, по мнению Светланы Евгеньевны, это прежде всего тематическая коллекция, рассказывающая об  истории, в основе которой - подлинные вещи. Раритеты.  И это главная миссия любого музея.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Это ДНК нации, это то, что позволяет понимать, кто мы сегодня, кем мы будем завтра, откуда мы пришли. Это то, что позволяет быть человеку человеком".

В России насчитывается более 70 миллионов единиц музейных экспонатов. Так называемый "золотой запас нации". Мода на частные же музеи пошла давно. И Владимир не исключение.  Недавно  в СМИ появилась информация о появлении музея ложек, музея каторжной России, музея секса.  Все-таки статус "музей" должен соответствовать  определенным  критериям. И их надо закреплять законодательно.  Чтобы посетители  не чувствовали себя обманутыми.  

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА:
"Дом пряника - правильная вещь. И название соответствует содержанию. То есть, мне совершенно понятно, что я войду в этот дом пряника и я точно увижу там пряники. И абсолютно точно я этот пряник там куплю".

Примером   грамотного подхода к созданию  музея можно назвать  коллекцию  Алексея Стрижова в Коврове. Он  собирает оружие и униформу эпохи Второй мировой. Мины, запчасти от подорванного немецкого танка, осколки от пушечных снарядов и гранат. Всё это Алексей нашёл в экспедициях с поисковыми отрядами, и личных поездках вместе друзьями на места ожесточенных боев.  Здесь есть и уникальные экспонаты. Сейчас он готовится подарить коллекцию городу. В Коврове уже  подыскивают помещение.

Екатерина Александрова, Александр Чернышев
Загрузить ещё
Выберите рассылку