Статус "музей" должен соответствовать определенным критериям
Опубликовано: 11 февраля 2015 года
Россия переживает бум на создание частных музеев. Во Владимире тоже появилось несколько объектов, которые претендуют на статус музея. Цель - и туристов привлечь, и денег заработать. Но всякий ли коммерческий проект может называться музеем?
Как и водится в сказках, Баба-яга заставляет всех кланяться при входе. В самой же избе гостей ожидает нечисть - Змей Горыныч, Леший, Водяной... Все как в сказке. Но с английским акцентом, так как привезены куклы-роботы из-за рубежа. Компот из глаз, тушеные лягушки. Дух захватывает. Не знаешь, чего ожидать от этих сказочных персонажей.
- А это гости дорогие для вас угощение, кто хочет попробовать? Засуньте туда руку, - ой, нет, не буду руку туда засовывать. Меня сейчас хватит удар.
Дальше экскурсия в дискобар Ягуси. Обязательное условие - танцевать. Вместе с Ягой, Аленушкой и поросятами. Иванушка не танцует - он жарит шашлыки.
В комнату с коллекцией Бабок-ёжек проходим через Кощея Бессмертного. Здесь персонажи разные - из Болгарии, Испании, Индии. Из глины, фарфора, ткани. Хозяйка собирала коллекцию несколько лет. И вот третий год музей принимает посетителей. Билет для ребенка от четырех лет - 100рублей. Для взрослого - 150.
ЕЛЕНА ГУСАРОВА, ЭКСКУРСОВОД: "Зависит от времени года, каникул, выходных. В среднем полторы тысячи проходит в месяц".
Баба-яга в доме - это оберег, который не только укрощает нечистую силу, но и поглощает женскую агрессию. Сотрудники магазина рассказывают: в том году на 8 марта мужчины покупали сразу по две Бабы-яги - жене и теще.
Экскурсия длится 20 минут. Эмоций достаточно. Как от хорошего аттракциона. Но историю персонажа, основанную на научных исследованиях, здесь не расскажут. Создатели музея сосредоточились на развлекательной стороне и продаже сувениров. Таких заведений на туристическом маршруте Владимира должно быть больше. Чтобы туристам хотелось остаться на несколько дней,- говорит Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Вот только называться музеями такие проекты не могут. Дом, лавка, аттракцион, но не музей. Музей, по мнению Светланы Евгеньевны, это прежде всего тематическая коллекция, рассказывающая об истории, в основе которой - подлинные вещи. Раритеты. И это главная миссия любого музея.
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Это ДНК нации, это то, что позволяет понимать, кто мы сегодня, кем мы будем завтра, откуда мы пришли. Это то, что позволяет быть человеку человеком".
В России насчитывается более 70 миллионов единиц музейных экспонатов. Так называемый "золотой запас нации". Мода на частные же музеи пошла давно. И Владимир не исключение. Недавно в СМИ появилась информация о появлении музея ложек, музея каторжной России, музея секса. Все-таки статус "музей" должен соответствовать определенным критериям. И их надо закреплять законодательно. Чтобы посетители не чувствовали себя обманутыми.
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Дом пряника - правильная вещь. И название соответствует содержанию. То есть, мне совершенно понятно, что я войду в этот дом пряника и я точно увижу там пряники. И абсолютно точно я этот пряник там куплю".
Примером грамотного подхода к созданию музея можно назвать коллекцию Алексея Стрижова в Коврове. Он собирает оружие и униформу эпохи Второй мировой. Мины, запчасти от подорванного немецкого танка, осколки от пушечных снарядов и гранат. Всё это Алексей нашёл в экспедициях с поисковыми отрядами, и личных поездках вместе друзьями на места ожесточенных боев. Здесь есть и уникальные экспонаты. Сейчас он готовится подарить коллекцию городу. В Коврове уже подыскивают помещение.