Top.Mail.Ru
Общество

Фрески Андрея Рублёва, ранее скрытые иконостасом, возможно, будут открыты для всеобщего обозрения

Опубликовано: 3 апреля 2015 года
В Успенском кафедральном соборе - главном храме владимирской  земли - началась масштабная реставрация фресковой живописи.  Сейчас  специалисты "Владимирреставрации" занимаются северной галереей. Все подробности - в репортаже Владимира Косыгина.

Больше нет ни сомнительных мастеров-реставраторов, ни проблем с кровлей. А главное - в Успенском соборе поддерживается благоприятный температурно-влажностный режим. По словам Светланы Мельниковой, - без этого к уникальной фресковой живописи кисти Рублёва притрагиваться было нельзя. Но все препятствия позади - Министерство культуры выделило 28 миллионов рублей, одобрена специальная методика.  Работы ведёт "Владимирреставрация". Она выиграла конкурс. Основные правила просты - начинать сверху.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Работы начались как раз на стене древнего, так называемого Андреевского храма. Ведь собор очень серьёзно перестраивался после пожара конца 12 века".

С течением времени,  с учётом всех пристроек, храм стал похож на своего рода матрёшку. Ведь тогда, в 12 веке - это была внешняя сторона. Но и здесь - росписи: святые со свитками, павлины и орнаменты. Обычно увидеть их можно, лишь глядя снизу вверх. Сейчас появилась уникальная возможность вплотную рассмотреть работы мастеров. Специалисты обнаружили остатки уже почти неразличимого оттенка.

- Внутри вот этих цветков-трёхлистников был необыкновенный такой цвет голубец. Представляете, какие были мастера! И это было написано в 1161 году!

Первые документы о проведении  работ по укреплению росписей датируются ещё началом 18 века. В середине 19 столетия под сводами храма работал профессор Солнцев. Он и раскрыл живопись Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В частности - композицию "Лоно Авраамово". После него здесь побывал археолог, реставратор и историк Иван Забелин. Поиском икон с иконостаса занимался академик Игорь Грабарь - уже после революции. А в 50-е, вместе с Николаем Сычёвым, фрески реставрировал Александр Некрасов. На его долю выпал самый масштабный период работ - с 1975  по 1982 годы. Именно при нём обнаружены фрагменты росписи 12 и 15 веков.    

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА:
"И вот за иконостасом, на древних столбах, можно увидеть фрагменты росписи 12 века, причём большие: изображения святых 1189 года, и фрагменты росписи руки Андрея Рублёва".

Светлана Мельникова  поясняет: первоначальный иконостас Рублёва не закрывал фресок ни самого знаменитого изографа, ни его предшественников. Новый же, подаренный Екатериной II иконостас, не  был каноничным. Те его части, за которыми сейчас находится роспись, держатся на специальных петлях - их достаточно просто приоткрыть. За это можно благодарить предыдущих реставраторов.

Пока леса построены только с одной стороны иконостаса. Мы находимся на первом ярусе. Эта часть была скрыта от посторонних глаз более 30 лет. В общем-то, видеть эти росписи могли только реставраторы. Вот, к примеру - фрагменты 12 века.

Художник-реставратор Александр Запатрин работал вместе с Некрасовым в конце 70-х. Рассказывает, чем различаются внутренняя часть и та, что не была защищена иконостасом. Всё это время в храме оседала пыль, горели свечи. Стены покрыл жирный слой копоти.  

АЛЕКСАНДР ЗАПАТРИН, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР 1-Й КАТЕГОРИИ:
"Если посмотреть вот сюда - сажа чёрная. Это снаружи, где было незащищено иконостасом.Здесь намного сложнее удалять. Это засмолившаяся копоть, она - масляная".

И хотя это не прописано в контракте, специалисты "Владимирреставрации" очистят  поверхность иконостаса. Что касается фресковой живописи, в Успенском соборе ещё много участков, которым нанесён значительный урон. Например - фрагмент "Море отдаёт своих мертвецов". Часть знаменитой композиции "Страшный суд". Она тоже подлежит реставрации. Общий срок всех работ - 2 года. Северную  галерею реставраторы покинут только 25 мая. Параллельно будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе фресок за иконостасом. Возможно, в этот раз они будут  открыты для всеобщего обозрения.

Владимир Косыгин, Александр Чернышёв
Загрузить ещё
Выберите рассылку