Top.Mail.Ru
Общество

Гордость и бремя одновременно

Опубликовано: 22 апреля 2015 года
Потомки знаменитого академика  живописи Ивана Куликова  оказались в должниках поневоле. Дом, в котором они живут - объект культурного наследия. И согласно соглашению с госинспекцией в этом году здание должно быть отремонтировано. Лицензированные компании оценили свою работу в миллион. Самостоятельно  покрасить  дом семья не может, это административное нарушение, но и таких денег у внука художника нет.

Эту экскурсию Алексей Беспалов мог бы провести и в домашних тапочках, но ради гостей - в костюме. Портрет его бабушки, несколько натюрмортов, семейный книжный шкаф. Каждая вещь рождает воспоминания. В этих комнатах жили его прадед, потом дед и родители. А теперь и сам Алексей Николаевич с внуками. История этого дома - редкая и удивительная. В этих стенах работал знаменитый художник, академик живописи, ученик Ильи Репина - Иван Семенович Куликов. Для Алексея Беспалова - просто дедушка.

АЛЕКСЕЙ БЕСПАЛОВ, ВНУК АКАДЕМИКА ЖИВОПИСИ ИВАНА КУЛИКОВА: "Это было обыденно. Для кого-то  картины это "ах", а если я с ними родился - это обычно, каша манная - здесь картина, здесь игрушки".

Иван Куликов - знаменитый портретист и мастер бытовых сцен. Внук говорит: дедом всегда гордится. В подвале до сих пор хранит  тетради, где вели учет посетителей дома-музея. Порядка 200 тысяч  человек за полвека. Статус  "музея" здание приобрело сразу после смерти живописца в 1941 году. А в 1960-ом - стало объектом культурного наследия.

АЛЕКСЕЙ БЕСПАЛОВ: "Нас это не только не смущало, а наоборот радовало. Еще до военного времени план сноса этого квартала был. И когда это было принято, отец посчитал, что это здание снести нельзя".

А вот какими будут последствия, потомки Куликова осознали в 2012 году. В дом к Алексею Николаевичу пришли сотрудники прокуратуры и напомнили об обязательствах. В качестве "музей" дом не функционировал с 2007 года, но статус "объекта культурного наследия" у него остался. Согласно 73 федеральному  закону: проводить ремонт собственник должен за свой счет, только по проекту экспертов, с привлечением лицензированных компаний-подрядчиков. По цене работы приблизились к  неподъемному для семьи миллиону.

АЛЕКСЕЙ БЕСПАЛОВ: "Ужас, просто ужас, какая-то безысходность, только так по другому никак. А суммы-то какие. Это в абсолютном выражении большие, потом абсолютно не за что".

Покрасить фасад дома и отреставрировать рамы. И уже три года Алексей Николаевич обращается в областную инспекцию по охране объектов культурного наследия  с просьбами отсрочить работы. Входя в положение, сроки переносят, но проблема не решается.

ЕВГЕНИЙ ГРАНКИН,НАЧАЛЬНИК ГОСИНСПЕКЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: "Законодательство оно действует для всех и государственная инспекция действует в рамках закона. Если дом еще терпит, то мы продлеваем охранные обязательства, чтобы проектную  документацию сделали до 2017 года, а ремонт собственник провел до 2018".

В законе прописана отдельная статья: о компенсации стоимости ремонтных работ собственнику. Но до 2016 года она не действует, нет средств. Появятся ли они в области  в будущем - большой вопрос. Внуку академика Куликова уже предложили варианты: либо открыть частный музей,  либо искать спонсоров. Последний кажется более реальным, но за все это время - ни одной инициативы. Гордый статус родного дома  "как объекта культурного наследия" потомкам знаменитого художника оказался не по карману.   

Екатерина Луговова, Александр Парфенов
Загрузить ещё
Выберите рассылку