Top.Mail.Ru
Общество

"Душевные наряды" из коллекции московского собирателя - во Владимире

Опубликовано: 4 сентября 2015 года
Выставка старинного русского женского костюма открылась во Владимире в Доме народного творчества. Московский коллекционер с рязанскими корнями Сергей Глебушкин привез во Владимир народные костюмы, которые были собраны им во время фольклорных экспедиций. Благодаря своему увлечению Сергей Глебушкин стал искусствоведом, членом Союза художников.

Эту выставку Сергей Глебушкин назвал "Душевные наряды". Народные костюмы шились для души, утверждает собиратель.  На вопрос, какой наряд для него самый дорогой? -  Сергей не задумываясь отвечает: бабушкин. Анны Васильевны Глебушкиной - крестьянки села Салтыково Саского района Рязанской области. С него и началось увлечение историей народного костюма.

СЕРГЕЙ ГЛЕБУШКИН, СОБИРАТЕЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА: "Я получил от своей родной бабушки, которая раньше в молодости ходила в народном костюме, а потом я это видел 2-3-летним мальчиком. Она жила с нами в деревне. Она просушивала этот костюм - красный, красивый. Как у нас говорят на "градьбе", не на ограде, а на "градьбе" и вот с этих пор я понял, что это моё".

На выставке во Владимире основная часть экспозиции состоит из  женского народного костюма Рязанской области. Коллекционер родом из этих мест. Изучил всё о них досконально. Оказывается обилие   красного цвета в  одежде рязанских женщин вовсе неслучайно.

СЕРГЕЙ ГЛЕБУШКИН, СОБИРАТЕЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА: "Когда татарские орды нападали на Зарайское княжество, Зарайск было Рязанское княжество, молодая княжна с младенцем вбежала в высокую башню и кинулась о земь. Дабы не попасться ворогу в руки и разлилась княжеская кровь и в солидарность этому женские костюмы женщины стали шить из красного материала".

Свою коллекцию Сергей собирает с юности, в течение 30 лет. Занимался в  фольклорном коллективе, ходил в этнографические экспедиции. Прошел от юга до севера. Сейчас в его коллекции около 300 костюмов начала XIX-XX веков.

ТАТЬЯНА ГРЕБНЕВА, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ: "Удивляет то, что обычная крестьянка необученная, необразованная могла чувствовать красоту и так замечательно музыкально создавать эти переливы цвета, тонкие ритмы полос. Из красного переходящие в белый фон".

По платью можно было узнать о месте проживания, социальном статусе, семейном положении женщины. В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цветам, и по материалу изготовления. У каждой крестьянки того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины. Это было можно узнать по орнаменту вышивки.

СЕРГЕЙ ГЛЕБУШКИН, СОБИРАТЕЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА: "Мы видим ромб, ромб заполнен. Видите - точки. Это символ женщины, то что и в поле, в женщину брошено семя и это поле родит, то что происходит с людьми. А если это девичье, то поле будет пусто. В девку еще не брошено, в поле, девка она еще чиста".

На этой выставке можно увидеть не только, что носили   старообрядки или казачки. Эти костюмы - отражение  времени.  

Вера Куликова, Максим Котов
Загрузить ещё
Выберите рассылку