Уже в апреле с очистных начнут вывозить иловый компост, запах которого каждый вечер рассеивается по промзоне Владимира. Смесью будут заполнять котлованы недалеко от микрорайона Кусуново. Масштабный экологический проект по рекультивации местных иловых карт реализуется по соглашению Минприроды, "ВНИИ Экология" и департамента природопользования.
Участок недалеко от Кусунова Светлана с мужем приобрели недавно. Хотели свою ферму. Но основательно взяться за дело никак не получается. Хозяевам не дают покоя слухи о том, что в трехстах метрах отсюда вот-вот начнут складировать отходы с городских очистных. Который месяц мимо участка снуёт тяжелая техника.
Светлана Кузьмищенко, фермер: "Вот эта пыль, она уже напрягает до такой степени, и «водоканал» сказал, что здесь будут и днем, и ночью вывозить сюда вот эти калоотложения. И у меня есть вопрос, чтобы было объяснение какое-то этим действиям".
На самом деле всё наоборот. В пятистах метрах от Кусунова власти реализуют масштабный экологический проект по рекультивации иловых карт. Еще в середине прошлого столетия сюда по длинному трубопроводу сливали жидкие осадки с очистных сооружений Владимира. Это было огромное – почти 6 гектаров - хранилище отходов, которые десятилетиями отравляли почву. Потом труба, пролегавшая по дну Клязьмы, лопнула. Система перестала работать. И кусуновские карты оказались заброшены, а иловые поля городских очистных недалеко от ТЭЦ стали заполняться иловым компостом.
Алексей Мигачев, директор департамента природопользования администрации Владимирской области: "Там нет какой-то критической ситуации, но все мы - жители Доброго, люди, которые на работу там ездят, всё равно мы чувствуем, что есть запахи, в т.ч. источником их является этот самый компост. Они же его там перемешивают, готовят, он пахнет. Поэтому задача двойная: здесь порядок навести и там порядок навести".
Компост – это смесь неактивного ила, торфа и опилок. В сельском хозяйстве им удобряют технические культуры. И в основном так от него и избавляются. Кусуновские карты смогут вместить не меньше ста тысяч кубометров этой смеси. Они спроектированы так, что слой снова и снова будет промываться дождевой и талой водой. По дренажной системе осадки будут стекать не в почву, а в специальный пруд-накопитель, который при желании можно использовать как противопожарный. Сверху всё это засыпят плодородным грунтом. А там – хоть трава расти.
Игорь Чирич, начальник отдела департамента природопользования администрации Владимирской области: "Вот эти все болезнетворные бактерии, продукты жизнедеятельности, которые остаются, они все обезврежены уже на стадии складирования активного ила. И после того, как он пройдет определенный временной период своего «отлёживания» на очистных сооружениях, он уже используется, извлекается оттуда для приготовления компоста".
Технологии полной очистки иловых отложений не существует, говорят специалисты. И в том иле, который привезут сюда, будут и тяжелые металлы, и химические вещества – всё то, что когда-то спускали в канализацию дома и предприятия Владимира – но в допустимых концентрациях, безвредных для окружающей среды.
Заполнять котлованы компостом начнут со дня на день. И закончат только в следующем году. В идеале после рекультивации это поле посреди леса должно выглядеть так, будто кусуновских иловых карт на нем никогда не было.
Дарья Давыдова. Александр Голубев. "Вести-Владимир"