Сегодня в Вологде проходит межрегиональная конференция по вопросам развития образования на селе. В ней принимают участие и представители Владимирской области. Каково же будущее сельских школ? В регионе сейчас таковых 266. Это больше половины от общего числа учебных заведений. А учеников в них значительно меньше. К примеру, в Гусь-Хрустальном районе планируют закрыть сразу 4 малокомплектные школы. А что предлагается в замен?
Эти весенние каникулы для вёшкинской основной школы вполне могут стать последними. В районном управлении образования учреждение решили закрыть, а детей - сейчас их здесь тридцать шесть, перевести в другую школу - более современную. Удобств в Вёшках, действительно, мало - отопление печное, спортзал маленький, компьютерного класса нет, а туалеты располагаются на улице. И, тем не менее, жители поселка и двух близлежащих деревень дружно выступили против закрытия своей несовременной школы.
НАТАЛЬЯ КОСТЮК: "У меня пятеро детей прошли в этой школе, вёшкинской школе получили хорошее образование - и высшее и техникумы. Если бы не вот эти учителя, мои дети бы не вышли в люди. Вы знаете, очень жалко - столько вложено труда, столько сил и вдруг - замок. А замок - это самое страшное".
Работают здесь десять учителей плюс повара и техперсонал - многие из них уже достигли пенсионного возраста и никаких гарантий по дальнейшему трудоустройству районные власти не дают. А работать в Вёшках сейчас больше негде.
ЕЛЕНА ПОТАПОВА, ДИРЕКТОР ВЁШКИНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: "В 2005 году закрыли фельдшерский пункт, потом закрыли клуб и вот осталась одна школа, которая если идет под закрытие, то значит и село умирает".
А вот семеновская средняя школа - сюда и предполагается возить детей. Собственная котельная, интернет, спортзал, мастерская, группы продленного дня - школа несколько раз выигрывала областные и федеральные гранты и проблема здесь только одна - не хватает учеников.
ОЛЬГА ШИЛОВА, ДИРЕКТОР СЕМЁНОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: "Проектная мощность нашей школы - триста учащихся. В настоящее время у нас всего семьдесят два ученика - это очень мало, поэтому мы их примем безболезненно. Понять учителей вёшкинской школы, как учитель, я могу, но вот родителей детей понять сложно, которые даже не захотели посмотреть нашу школу, хотя мы приглашали".
У школы свой собственный автобус, который и должен доставлять сюда детей из соседних поселков. А для района обучать ребенка здесь, то есть в крупной школе, намного дешевле, при том, что условия в Семёновке лучше.
ДМИТРИЙ БОРЗЕНКО, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА: "Содержание одного ученика в вешкинской школе обходится в семьдесят тысяч рублей в год - это связано со многими причинами - и с печным отоплением, и самая главная причина у нас - подвоз детей. Имея школьный автобус, семеновская школа без труда может те же услуги выполнить намного дешевле".
То есть в регионе взяли курс на экономию средств и повышения качества образования. Только в Гусь-Хрустальном районе сейчас тридцать семь сельских школ. И согласно программе реструктуризации, их количество в ближайшие годы уменьшится - вместо двух-трех школ на печном отоплении – одна - с интернетом. Уже в этом году в планах закрыть сразу четыре учебных заведения. Но, так или иначе, без согласия схода жителей поселка повесить замок на двери школы чиновники права не имеют - остается только убеждать.
Никита Тарбеев, Сергей Картошкин