Горят торфяники в Гусь-Хрустальном районе. Масштабы разгула стихии впечатляют. Самое крупное в России месторождение торфа охвачено огнём уже более месяца. Выгорели порядка 2000 гектаров.
Пока в районе объявлен особый пожароопасный режим. Но ситуация явно близка к критической. Пожарные не справляются с постоянно возникающими очагами возгорания: не хватает как технических возможностей, так и простых человеческих сил.
Спасателям сейчас не до горящих торфяников. Главное – не погасить пламя, это невозможно, а хотя бы не подпустить его к населённым пунктам. Уже несколько суток пожарные пытаются отстоять посёлок Гусевский. Но Василий Гордеев знает: свои силы огонь постоянно обретает именно здесь, на торфозалежах. И сегодня, кажется, только ему есть дело до бескрайних полей с горящим ископаемым. Год назад его предприятие взяло часть земель, принадлежащих району, в аренду и начало добычу торфа. Эти караваны, а это 30000 тонн добытого ископаемого, могут быть брошены в топку стихии в любую минуту.
ВАСИЛИЙ ГОРДЕЕВ ДИРЕКТОР ПО ДОБЫЧЕ: "Здесь не работает ни одна единица техники: поля пустые. Все люди сейчас заняты на тушении пожара госзапаса. С земель госзапаса идёт на вверенные мне поля пожар. Те единицы техники, подготовленные для пожаротушения, они предназначены для спасения вверенного мне участка, но не земель госзапаса".
Эта земля находится в государственной собственности. Когда-то ими ведал "Владимирторф", но предприятия больше не существует. Брошенные разработки никто не обводняет, торф теряет влажность и становится огнеопасным. За этой пеленой дыма огонь тушат 7 частных единиц техники. Предприятие уже понесло многомиллионные убытки, но чтобы спасти свой торф, прежде нужно отстоять "ничейный".
НИКОЛАЙ КИСЕЛЁВ НАЧАЛЬНИК УЧАСТКА ТОРФОДОБЫВАЮЩЕЙ КОМПАНИИ: "Через полчаса это всё подсохнет и будет гореть. В среднем, чтобы потушить квадратный метр горящего торфа нужен куб воды. Чтобы действительно всё пролить и перемешать. В бочке примерно 5 кубов. Выливаем их, видите, за минуту".
На заброшенных участках каналы, где раньше всё время была вода, почти пустые. Пожарные признаются - сегодня именно они могли бы стать хорошим подспорьем в тушении огня.
СЕРГЕЙ ЗАЙЦЕВ, НАЧАЛЬНИК ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ №58 Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ: "Раньше здесь стояло торфрпредприятие. Здесь всё было окольцовано трубопроводами, в которые качалась вода, где были шлюзы. Эти шлюзы открывались и затапливали поля, которые загорались".
Пожаров могло быть меньше, если бы на брошенные залежи торфа вовремя отвели воду. Но это миллиарды рублей и пока нет специальной федеральной целевой программы, говорить об обводнении торфяников бессмысленно.
Кристина Лихачёва, Илья Любимов