Первый дом на углу от Золотых ворот – небольшая усадьба вице-губернатора Андриана Егоровича Дюнанта. Построена в 1816 году в один этаж с симпатичным мезонином.
А рядом с усадьбой еще один - уже двухэтажный – дом того же Дюнанта, построенный чуть позднее на месте каменного дома купца Макарычева и деревянного дома купца Гордеева. Вице-губернаторы во все времена жили на широкую ногу! По документам же середины 18 века известно, что прежде этим земельным участком владел купец Свешников, в 1754 году он имел землю «… на большой улице, идучи от Золотых ворот на левой стороне».
Большой дом отделан с большей пышностью, с элементами классического стиля. В описании, сделанном в 1822 году сказано: «Дом в двух этажах по переднему фасу и со двора антресолями... со всех сторон выштукатурен, с переднего фаса шесть пилястр, капители лепной работы ионического ордера, во фронтоне герб лепной, балкон на шести кронштейнах из сортового железа... обштукатурены... с... плитами лепной работы над двумя окнами, лепной работы восемь кронштейнов, которые поддерживаются фронтоном... с улицы у дому восемь столбов из белого камня с протянутыми железными цепями...». Эти столбики отделяли от тротуара проезжую часть.
Крыльцо большого дома Дюнанта «из белого камня о трех ступенях» вело через филенчатые двери в теплые сени. А по парадной деревянной лестнице «с балюстратом и поручнями» можно было попасть в покои верхнего этажа, часть из которых имела расписные потолки и стены. В парадном зале на потолке был плафон живописной работы. И даже «на кронштейнах железных, которые обшиты досками, выштукатурены и обделаны лепною работою» устроены хоры, для музыкантов.
Повсюду в доме - паркетные полы, дубовые рамы в окнах, медные, под золото, приборы в окнах и филенчатых столярной работы дверях, печи из красных изразцов.
Дома Дюнанта – одни из первых каменных построек в городе, определившие начало центральной улицы. Причем, в обоих домах двух домах никогда не было ни торговли, ни гостиниц – сохранили дворянскую гордость!
В 1830 году оба два дома были проданы владимирской удельной конторе, там и квартира ее управляющего была. Некоторое время домом побольше владел и сын кругосветного мореплавателя Крузенштерна - Николай Иванович. Он был генерал армии, а в 1853 году - еще полковником - набирал рекрутов во Владимирской губернии. И между делом познакомился здесь с дочерью дворянина Федора Акинфова - Елизаветой, ставшей его женой. После выхода на пенсию Николай Иванович Крузенштерн поселился с женой в ее родовом имении в селе Завалине, ныне Кольчугинского района. Временами они жили во Владимире – именно здесь.
Затем оба дома купила жена коллежского асессора Елизавета Николаевна Ненарокова, и после нее брест-литовский купец Михаил Муравьев. А при советской власти и библиотека была, и клуб, и даже (в малой усадьбе) Дом архитектора. Теперь там управление Федеральной антимонопольной службы РФ (УФАС). В большом же двухэтажном дюнантовском доме с января 1919 года разместилась служба скорой медицинской помощи, которая затем уступила место стоматологической поликлинике.
«Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное ведение, как гений чистый красоты». Известные на весь мир строки Александр Пушкин посвятил Анне Керн. Еще будучи ребенком муза поэта бывала во Владимире, жила у своих родственников в первом доме на улице Большой Московской. Об этом ГТРК "Владимир" был сделан специальный репортаж:
- Владимирский вице-губернатор Андриан Дюнант слыл человеком скандальным, играл в карты, любил интриги и трактирные приключения. Начальник Дюнанта - князь Иван Долгоруков писал о нем: "Человек впрочем без дарований, без ума и без общежития...". Но, заметим, с хорошим вкусом. Особняк тому свидетельство. Главный южный фасад вытянут вдоль улицы. Юго-Западный угол дома плавно закруглён, окна прямоугольные, украшены наличниками с сандриками. Над входом с западного торца - красивое крылечко с треугольным каменным козырьком. Вице-губернатору Дюнанту принадлежал и дом номер №3, оба здания построены в стиле классицизма.
Примечательный элемент - ворота между домами. Они представляют собой мощные пилоны из кирпича с кованными створками. Лицевые стороны пилонов украшены арочными нишами - экседрами.
После Дюнанта особняк с мезонином стал принадлежать дворянину Павлу Безобразову, его супруга была кузиной Анны Керн, именно к ним она приезжала погостить. В гостях у Безобразовых бывал и Александр Герцен, живший в ссылке во Владимире. В восьмидесятые годы 19 века хозяином дома стал Николай Крузенштерн, сын знаменитого адмирала, возглавившего экспедицию вокруг света.
Дом на Большой, так часто называли улицу до революции, в советское время стал центром культурной жизни. В нем собирались знаменитости - писатели, художники, актеры, поэты, архитекторы. Они проводили встречи с жителями города. Сейчас здание занимает антимонопольная служба.
Екатерина Таманова, Вячеслав Микульшин
«Вести-Владимир»