Top.Mail.Ru
Культура

Священник рассказал владимирцам о значении трех грядущих "спасов" в церковном календаре

Опубликовано: 15 августа 2024 года
Священник рассказал владимирцам о значении трех грядущих "спасов" в церковном календаре

Священник рассказал владимирцам о значении трех грядущих "спасов" в церковном календаре

В ближайшие недели Церковь отмечает три церковных праздника, посвящённых Спасителю — три «спаса». Эти праздники связаны с освящением урожая, хотя изначально они не имели отношения к сельскому хозяйству, - рассказал изданию «РИА Новости» клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

С 14 по 27 августа в Русской православной церкви проходит двухнедельный пост, который называется Успенским и посвящён празднику Успения Пресвятой Богородицы, отмечаемому 28 августа.

В ближайшие недели в Церкви отмечают ещё три «спаса»:

- Медовый спас (14 августа) — это праздник Изнесения честных древ животворящего креста Господня.

- Яблочный спас, или Преображение Господне (19 августа). А на следующий день после Успения Богородицы, то есть 29 августа,

- Ореховый спас, или, согласно церковному календарю, праздник перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (29 августа).

"Три этих спаса оказались связаны с традицией освящения урожая, хотя изначально к сельскому хозяйству отношения не имели. Например, праздник Изнесения креста Господня исторически связан с эпидемиями. Преображение Господне - о евангельских событиях земной жизни Иисуса Христа. В третий спас верующие вспоминают перенесение нерукотворного образа (убруса) Господа из Едессы в Константинополь", - сказал священник.

Однако, как добавил протоиерей Максим Первозванский, исторически большие церковные праздники дополнялись народными традициями.

"В данном случае - это еще дохристианская библейская традиция - начатки урожая, то есть первые плоды, посвящать, приносить Богу. И она нашла отражение в народной жизни христиан. Люди торжественно собирались в храме и приносили в благодарность Господу то, что имели – мед, виноград и так далее", - дополнил отец Максим.

Протоиерей Максим Первозванский также отметил, что слова «посвящать» и «освящать» — однокоренные, а в народном, деревенском языке в России они были синонимами.

Продукты приносили в храм, жертвовали Господу, а затем, например, раздавали бедным или на содержание духовенства. В настоящее время существует другая традиция, скорее городская: продукты (например, купленные в магазине) освящают в храме для себя и забирают домой.

Первый спас, праздник Изнесения честных древ животворящего креста Господня, связан с исторической традицией Византии.

"Конец августа - было время эпидемий, поветрий. Чтобы как бы это все предотвратить по улицам Константинополя устраивали крестные ходы с тем самым крестом, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. В наше время по традиции в середину храма торжественно выносят крест. Также в этот день освящают воду, священники окропляют всех святой водой", - пояснил отец Максим.

В народной традиции первый спас стал называться медовым, а в южных регионах — маковым или маковеем.

На эту же дату приходится день памяти мучеников Маккавеев, которые жили ещё до Рождества Христова. Поэтому там, где растёт мак, его освящали. Такое название праздника распространено на Украине, в Молдавии, у нас в южных областях. А там, где мак не растёт, этот праздник больше известен как Медовый спас.

К празднику Преображения Господня (19 августа) приурочен сбор винограда. Первые гроздья по обычаю приносили в храм и посвящали их Господу. В нашем климате вместо винограда используют яблоки, отсюда и название — яблочный спас. С ореховым спасом логика та же.

Фото: Fusion Brain, платформа для генерации изображений

Загрузить ещё
Выберите рассылку