Новое выставочное пространство появилось в Суздале у Спасо - Евфимиева монастыря
Опубликовано: 14 октября 2024 года
Новое выставочное пространство появилось в Суздале у Спасо - Евфимиева монастыря
Новое место памяти и новое выставочное пространство появилось в Суздале у Спасо - Евфимиева монастыря. С подробностями Арина Бельчицкая.
В каждом элементе ландшафта - переживания и надежды тех, кто ходил когда-то по этим тропам. И сегодня сад на месте старого прогулочного двора Арестантского корпуса Суздаля остается символом тишины и спокойствия.
Новое тематическое пространство - часть музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря - сохранило атмосферу строгости и минимализма, Высокие кирпичные стены погружают посетителей в размышления о судьбах узников.
Валерий Фадеев, советник Президента России:
- Надо помнить о трагедиях, но надо двигаться вперед. И вот это сочетание истории, древности и современного искусства, энергии молодежи, молодых людей - это уникальная вещь. И то, что мы увидели сейчас - это уникально.
Создание этой площадки - первый этап реэкспозиции Арестантского корпуса. С 1764-ого года он служил местом заключения многих исторических личностей . Среди узников были декабрист Федор Шаховской и основоположник теории экономических циклов в СССР Николай Кондратьев.
В 1923-ем здесь был организован один из политических изоляторов. Владимиро-Суздальский музей-заповедник исследовал архивные документы, для точного воссоздания атмосферы тех времен. Каким будет ландшафт, "продиктовали" отрывки из писем самих заключенных.
- Но самое большое чудо - это было окно, оно было забрано щитом, но только до половины, а из него были видны церкви. Обнаженный весенний лес с мелькающими тысячей галок и ворон, видна была даже одна цветущая яблоня.
В саду растет боярышник. Его ярко-красные плоды привлекают птиц. Пернатые символизировали жизнь и надежду для тех, кто оказался в заключении. По всей оси пространства - осколки кирпичей - олицетворение поломанных судеб, и декоративные сорняки - воплощение стойкости и надежды. Главный цвет сада- красный в течение всего года. А вечерние тени от хвойных - словно понурые силуэты заключенных.
Дмитрий Голубев, партнер ландшафтного бюро "МОХ":
- Мы специально изучили большое количество архивных материалов для того, чтобы создать как можно больше себе контекста, для того, чтобы мы проектировали каждый элемент сада со смыслом.
Письма были единственным способом общения для узников. На бумаге- самые сокровенные переживания, признания в любви, горькие слезы прощания с близкими. Часть нового выставочного пространства получила название "Адресат неизвестен".
Владимир Копейкин создал инсталляцию, состоящую из 26 пустых стеклянных писем. Чистый лист - это образ- уточняет автор проекта. "Пустота предстает перед нами не как окрас чего-то грядущего, а того, что уже застыло. Пустота выносит приговор"..
А это видеоинсталляция "Аврора". Символическая комета прорезает темную гладь неба. Мгновение, застывшее в вечности, гипнотизирует. Огни длинного хвоста кометы- как надежда. Которая все же тлеет. Новая страница в истории музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря- результат большой работы, которая стартовала в прошлом году. Появление Большого и Малого сада настоятеля- не просто культурное событие, но и дань уважения, восстановление связи между прошлым и настоящим.
Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
- Нам очень важно, чтобы это место стало местом памяти, местом, где мы с нашей любовью и совместно не просто переживаем эти страшные минуты нашей истории, но и наполняемся любовью и стараемся создать что то новое. У нас есть мечта - создать еще музей, который увековечил бы многие годы существования вот этой части нашего монастыря.
Проект реализован при сотрудничестве Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного музея истории ГУЛАГа и ландшафтно-архитектурного бюро "МОХ". Он яркое напоминание- о ценности свободы и символ сохранения памяти о тяжелых страницах отечественной истории.
Арина Бельчицкая, Алексей Ковалев "Вести- Владимир"