В старинном храме в Красном селе Владимира прошли реставрационные работы, и началась роспись стен
Опубликовано: 3 марта 2025 года
В старинном храме в Красном селе Владимира прошли реставрационные работы, и началась роспись стен
Какие сюжеты уже украсили стены церкви? И в какой поддержке сегодня нуждается храм? Расскажем прямо сейчас.
Шатёр колокольни Храма Архангела Михаила в бывшем Красном селе Владимира. Вытянутая пирамида - один из самых узнаваемых элементов русской архитектуры 17 века. И опальный. Подобные храмы, характерные для западно-европейской готики, строились в России лишь до 1650 года - до запрета Патриархом Никоном.
Самый древний на владимирской земле сохранился в Александровской слободе. Каменный Красносельский возведен в 1788. Видимо, по подобию древнего деревянного островерхого, что стоял на этом месте 510 лет назад. Свидетельство тому - упоминание Красного села в жалованной грамоте великого князя Московского Дмитриевскому собору от 1515 года.
О богатом убранстве того храма теперь приходится лишь догадываться. В советские годы для него наступили черные времена...
Аркадий Маковецкий, настоятель Храма Архангела Михаила во Владимире:
- Трещины, которые образовались от того , что храм был закрыт, не отапливался. Хранили соль, притягивает влагу - это известный факт. Трещины промывали, армировали, закачивали композит.
"Лечить" храм начали в 90-е. Поэтапно. В этом году дело дошло до большого летнего придела, - рассказывает Аркадий Маковецкий. И, по утвержденному замыслу, он будет в колоритном византийском стиле. Съеденные солью древние фрески - заменят свежие лики
- С Божьей помощью и с благословением нашего владыки Никандра, мы продолжаем благоукрашение этого древнего храма. Высота этого помещения - высота 9-этажного дома. Около 30 м. Общая площадь - 650 кв. метров. Грандиозный проект.
Любой большой проект требует серьезной подготовки. Впечатляют даже сооруженные многоуровневые леса. Перед росписью - подготовка стен. Процесс серьезный и трудоемкий, говорит отделочник Евгений Николаевич.
Евгений Николаевич, отделочник:
- Как-то более ответственно к этому подходишь Все мы верующие люди и стараемся свой вклад внести.
У Евгения Николаевича это второй храм. И опыт уже есть после реставрации Храма Святителя Василия в селе Борисовское, официально признанного памятником монументальной живописи. Благоукрашение должно твориться на века. Стена, штукатурка, живопись - должны стать единым целым.
- Аппарат как бы производит ошкуривание стен, по-простому называется жираф. Мы им и трудимся.
- Сначала жирафом, потом грунтовку глубокого проникновения, шпаклевка, жираф... Опять грунтовка и художественные работы.
Художественные работы идут параллельно. И сквозь строительные леса в пространстве, свода площадью 146 квадратных метров, уже видны лики Спасителя на троне и 7 Архангелов 4-метровой высоты.. Перед каждым новым шагом творческой бригады - молитва.
Ответственная работа у позолотчика. Тончайшие листочки укладывают по особой технологии. Лики в купольной части постепенно наполняются свечением.
Алексей, художник:
- Краска не даст такого эффекта. Как сусальное золото получается.
Краски специальные силикатные. Им не страшны никакие перепады влажности и температур. Алексей осторожно работает буквально с каждым миллиметром площади.
- Зарождающаяся композиция называется Похвала Пресвятой Богородице. У святителя Василия Великого есть такое песнопение. "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь". Ангельский собор и человеческий род и здесь изображается. В окружении божиих.
- Здесь вот углем или карандашом на стерне архангелы, которые трубят в трубы. Видите, только появились контуры, когда их наполнят красками - будет впечатлять.
Важна ли Вера, если пишешь лики? Живописцы не просто рисуют, замечает отец Аркадий, они прекрасно разбираются и в богослужебных канонах и в сюжетах, которые переносят на стены.
- Здесь тоже нужны глубокие богословские знания. Ведь изображения ликов - богословие красках. И, взирая, человек проникается в эту священную историю.
Так, руководитель бригады Николай Анатольевич - не только живописец. Он посвящен в степень церковнослужителя - чтеца, облачающегося в стихарь.
Николай Сафаров, руководитель бригады художников:
- Архитектура имеет казусы, неровности, и мы должны их скрыть, чтобы обычный человек их не увидел…
В росписи храма, рассказывает отец Аркадий, исходим из того, что "все должно быть благолепно - ведь даже то, что не видимо снизу, видит Господь сверху". Стараемся изо всех сил, - говорит настоятель, но проект очень дорогостоящий и без помощи прихожан, меценатов, - не справиться.
Аркадий Маковецкий, настоятель Храма Архангела Михаила во Владимире:
- Наша жизнь скоротечна, и мы стараемся чего-то достигать, строить, украшать жилище, но то, что принесено Богу на украшение Божьего храма, пойдет с нами в вечную жизнь.
- Очень просим откликнуться и помочь в завершении росписи в святом храме!
Изящная белая церковь с шатровой колокольней, чудо архитектуры 18 века возрождается. Храм Божий всегда был и есть символ благодарности человека Богу.