Во Владимире возрождают школу иконописи
В бывшем здании художественно-графического факультета под руководством Владимирской епархии начались занятия для всех желающих освоить каноны написания святых образов. В школе побывала Вера Куликова.
Все как в старину. Натуральные пигменты с желтком растираются курантом — и получается краска.
Ксения Харламова, учащаяся Епархиальной иконописной школы:
— Чтобы получить такую консистенцию, как краска, добавляешь воды до состояния, чтобы она была не слишком жидкая и не слишком густая, и потом наносишь на икону, чтобы происходило наложение цветов.
Сиена жженая — так называется краска, рассказывает учащаяся Епархиальной иконописной школы Ксения Харламова. Под руководством матушки Лукианы девушка осваивает древнее ремесло — иконопись.
Ксения Харламова, учащаяся Епархиальной иконописной школы:
— Когда я пришла в мастерскую, мне было 15 лет. Сейчас мне 18. Я учусь здесь 3 года. Наверное, искала творчество, которое мне будет по душе, то есть хотела найти искусство, которое будет связывать меня не только с чем-то творческим, но также и с Богом.
Школа иконописи располагается в бывшем здании Владимирского художественно-графического факультета. Сейчас здесь — духовно-просветительский центр для детей и молодежи Владимирской епархии, а до революции была Владимирская семинария. Школа создана при иконописной мастерской Боголюбовского женского монастыря. Первые навыки учащиеся получали в обители.
Лукиана, монахиня Свято-Боголюбовского женского монастыря, педагог по иконописи:
— Школа только формируется. Все процессы здесь проводить невозможно. Учащиеся приезжают к нам, смотрят, как работают сестры. Мы их учили там левкасить, потом и там учим олифить. Ну и сам процесс работы… То есть в таком плане мы взаимодействуем. Потом еще. Потому что мы постоянно пишем иконы, есть образцы — то есть они могут приехать, посмотреть, как ведется работа, и, естественно, могут показать какой-то процесс. Здесь пока еще не все устроено.
Учат писать иконы здесь взрослых и детей. Возраст учеников — от 12 до 60. Павел по профессии строитель. Прихожанин одного из владимирских храмов. Пришел сюда по объявлению о наборе. И по велению души.
Павел Королев, строитель, учащийся Епархиальной иконописной школы:
— Все-таки дело такое — не просто живопись, а еще богословского направления, поэтому заинтересовало.
Здесь все как в обычной школе. По образцам учат писать святых. Пока это ученические работы.
Лукиана, монахиня Свято-Боголюбовского женского монастыря, педагог по иконописи:
— Все, кто пришел в эту школу, — не без промысла Божьего. У всех интересные судьбы. Почему они сюда пришли? Люди пришли сюда с желанием научиться писать иконы. Интересно. Мы знакомим учащихся с технологиями древнего иконописания, с традицией древней.
И обучение проходит как в обычной художественной школе, рассказывает педагог Елена Сахарова, только с акцентом на православные традиции. По заветам — Ветхому и Новому — знакомят с церковными праздниками, обычаями.
Елена Сахарова, преподаватель Епархиальной иконописной школы:
— Мы преподаем для взрослых и детей. Для взрослых у нас отдельная программа. Те же студенты и учащиеся, которые пишут иконы, здесь вспоминают или узнают заново основы академического рисунка и живописи, которые необходимы для дальнейшего занятия иконописью. Смешение красок, основы пропорций, строение, анатомия, композиция — вот эти предметы мы проходим.
Ученикам открываются такие тайны, которые нигде больше не узнать. Например, как из камней добывают краски для написания икон.
Алёна Будаева, педагог Епархиальной иконописной школы:
— Природные пигменты вот в таком состоянии их находят. Вот это перед нами юлианит. Большой, кажется, камень серый. Но в нем мы видим вкрапления синенького, и мастера находят. Они дробят этот камень, достают синенькие кусочки и из него делают глубокий синий оттенок.
Кроме написания икон, здесь учат и реставрации образов.
Алёна Будаева, педагог Епархиальной иконописной школы:
— Мы здесь занимаемся самыми азами реставрации. У нас даже детишки посещают эти уроки. Какие-то несложные задачи мы выполняем с детьми.
Курирует владимирскую школу иконописи Духовная академия Троице-Сергиевой Лавры. Начинающие иконописцы там частые гости.
Павел Королев, строитель, учащийся Епархиальной иконописной школы:
— Общаемся с учителями. Нам показывают какие-то мастер-классы, обсуждают наши работы, то есть как-то под курированием, скажем, вот этого факультета и еще Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры мы, скажем, творим.
Искусство преподают по образцам Московской школы иконописи. Ее расцвет, пришедшийся на конец XIV — начало XV веков, связан с деятельностью выдающихся художников: Феофана Грека, Андрея Рублёва, Даниила Чёрного. Павел Королёв сейчас работает над образом Иоанна Богослова — евангелиста, одного из любимых апостолов, учеников Христа. Говорит, всего несколько лет назад и помыслить не мог, что сможет сам писать иконы.
Павел Королёв, строитель, учащийся Епархиальной иконописной школы:
— Это труд… Как, скажем, в некоторых молитвах звучит, что он многотрудный, священный. Священное дело, как бы… Поэтому, когда мы коснулись, оказалось намного сложнее, чем мы ожидали! И сама техника письма…
Евгений Алексеенко, руководитель Духовно-просветительского центра для детей и молодежи Владимирской епархии:
— Когда мы видим, что у людей действительно получается, появилось такое желание… Владыка, митрополит Владимирский и Суздальский Никандр, благословил создать на базе иконописной школы мастерскую. Епархиальную, пока небольшую, а потом она разрастется — для того, чтобы писать иконы для храмов, реставрировать иконы для храмов Владимирской епархии.
В октябре состоится первый выпуск Владимирской иконописной школы. А ее студенты уже получили первый заказ — будут писать иконы для храма Казанской Божьей Матери во Владимире.
Вера Куликова, Александр Чунаев. «Вести-Владимир».