Top.Mail.Ru
Культура

Боец изофронта: во Владимире вышла книга о художнике Фёдоре Модорове

Опубликовано: 10 ноября 2025 года

Боец изофронта: во Владимире вышла книга о художнике Фёдоре Модорове

В этом году — 135 лет со дня рождения Фёдора Александровича Модорова. Наш знаменитый земляк тоже стал героем книги. Её автор — владимирский писатель Михаил Бирюков. Вера Куликова с подробностями.

Портрет художника на фоне эпохи. Книга «Фёдор Модоров. Боец изофронта. От революции до оттепели» может стать настоящей библиографической редкостью. Ведь исследованием деятельности народного художника, ректора Суриковского института, живописца и реставратора никто до Михаила Бирюкова не занимался. А личность была легендарная. Как и его время. Русское изобразительное искусство начала 20 века было очень многоликим.

Михаил Бирюков, автор книги:

— Фёдора Александровича в определённый момент отменили. Как сейчас принято говорить, он стал представителем неправильных художников. Вот группа была настолько многочисленной, что она уходила за горизонт, в общем, это было всё сообщество, которое в 20-е годы было связано с АХРом, потом с МОСХом, многие.

Запрет на Модорова объясняется борьбой, которая сотрясала советский художественный мир, — рассказывает Михаил Бирюков. Первую попытку кого-то отменить предприняли художники-авангардисты — желали обновить искусство.

Михаил Бирюков, автор книги:

— Когда авангардисты пришли к власти на рубеже 10–20-х годов, возглавили отдел ИЗО Наркомпроса, они в общем-то использовали административный ресурс в попытке действительно отменить своих соперников или художников не той ориентации. От них страдали такие художники, как Кардовский, Коровин, Бакшеев и так далее. Потом так случилось — их отменили.

Михаил Бирюков считает, что Фёдора Модорова незаслуженно дискредитировали. Творчество Фёдора Модорова пришлось на время правления Сталина. По этой причине его, одного из основных московских художников той эпохи, вычеркнули из истории искусства в хрущёвскую оттепель. Михаил Бирюков много работал в архивах. По его словам, в годы сталинских репрессий Модоров ничем себя не запятнал.

Михаил Бирюков, автор книги:

— Мне было бы неприятно, если бы я нашёл вот что-то, что опровергало какой-то сформировавшийся образ. Ничего такого не было. Более того, он сам чудом уцелел со своими ахровскими товарищами.

Модорова обвинили в троцкизме. Хотя Троцкий лишь однажды побывал на выставке, посвящённой пятилетию Рабоче-Крестьянской Красной Армии, и помог художникам с выпуском брошюры «4 года Ассоциации художников революционной России». Но тогда и этого уже было достаточно для обвинений.

Михаил Бирюков, автор книги:

— Их самих обвинили в том, что они сотрудничали с Троцким. Претензии там были адресованы Модорову по поводу того, что он компрометирует тем, как он написал членов Политбюро. Этих светлых вождей.

Модоров человек был деятельный. Участвовал, как бы сейчас сказали, во многих проектах. Фёдор Александрович организовал во Мстёре художественную опытно-показательную школу-коммуну и художественно-промышленное училище. И был их директором с 1918 по 22 год. Переехав в Москву в том же 22-м, стал руководить художественной частью Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С 24-го — директор школы фабрично-заводского ученичества Госиздата РСФСР. С 48 по 1962 — профессор и ректор Московского государственного художественного института имени Сурикова. С 64 по 67 год — профессор Московского заочного педагогического института. Но всё это не помешало Модорову реализоваться как хорошему художнику. Он — непременный участник выставок той поры.

— В то время, когда он работал во Мстёре, это для него было практически пустое время как для художника. Оно было загружено организационной работой. Потом он долго восстанавливался. Но зато он в 25–26 году придумал такой синтетический стиль, в котором пытался работать до начала 30-х годов, когда он соединял вот эту мстёрскую иконописную традицию с программой АХРа, с реалистической программой. Но вот самой яркой работой этого цикла является картина, которая называется «Летний праздник на Печоре». Она тоже в фондах Третьяковской галереи.

Творчество выходца из Мстёры Фёдора Модорова многогранно. Ещё в юном возрасте он начинал как иконописец. Модоров, когда учился в художественных школах и в Академии художеств, лето посвящал путешествию по Северу Руси. Искал иконы 16–17 веков. Жил их перепродажей и реставрацией. Отец его рано умер. И он как старший сын помогал учить своих младших братьев. И эта его деятельность принесла плоды не только ему самому, но и русской культуре.

Михаил Бирюков, автор книги:

— В 1913 году близ одного из монастырей он обнаружил чёрную доску, абсолютно без всякого изображения, полтора на полтора метра, которая после очистки оказалась иконой рублёвского времени начала 15 века, времени «Избранные святые». Это сейчас жемчужина собрания древнерусского искусства Третьяковской галереи, и когда в 1929 году Грабарь повёз впервые древнерусское искусство на Запад, в Европу, в Америку, был издан каталог, вот на обложке этого каталога была эта потрясающая икона.

К сожалению, многие художники сталинской эпохи забыты. Михаил Бирюков по сути первым обратился к этому периоду в советском искусстве. Автор открыл неизвестные страницы.

Михаил Бирюков, автор книги:

— Есть такой портал «Горький». Вот они опубликовали небольшую часть текста на своём ресурсе и предпослали такую небольшую аннотацию, смысл которой заключается в том, что о художниках этого плана, да, никто не пишет, потому что они сотрудничали с властью. Ну вот тем и интереснее этот текст, и получается так, что вообще это первая работа большая о художниках вот этой генерации, которых всё время третировали как каких-то конформистов, ужасных сотрудников ужасной власти.

Работая над книгой, Михаил Бирюков, общаясь с искусствоведами, с работниками музеев, видел, что его рассказы, сюжеты вызывают интерес. Эта когорта забытых художников вновь возвращается из небытия. В Москве в Третьяковской галерее недавно проходила выставка, посвящённая советским и русским художникам, которые работали в Туркестане. Все они были близким кругом Фёдора Модорова в Ассоциации художников революционной России.

Вера Куликова, Александр Чунаев. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку