В Спасском Городище Суздальского района появился свой сельский музей, точнее, выставочное пространство. И название у него завлекательное — «Изба Митрофановны».
Что же там можно делать в этой избе? Всё для вас узнала наша съёмочная группа.
«И коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт...». Эта фраза написана Николаем Некрасовым ещё в 1863 году, но разошлась она в массах только после Великой Отечественной войны. Это неудивительно: раньше женщины жили, как и полагается, «тенью» супруга, но при этом незаметно выполняли львиную долю тяжёлой крестьянской работы. Чего только стоило обслуживание избы — рассказывает Татьяна Кинеева. Главная в избе — печь.
Она и накормит, и согреет, и вылечит. «От печки, как говорится, и плясали» — сначала определяли, где стоит печь, а уже потом всё остальное.
Татьяна Кинеева, мастер по ткачеству:
— В принципе, рядом с печью был женский угол. Потому что баба без дела дома не сидела — пряла, готовила, ткала. И молилась...
Среди всех умений русской печи главным было — сделать еду неповторимой. Она получается вкуснее, полезнее и мягче.
В процессе приготовления надо пройти и испытание на силу. Поднять чугунок и не раз, а ещё справиться с ухватом. Руками горячий горшок не подхватить.
Обед в печи, а значит, можно пока и другие дела сделать. Сиднем сидеть и баклуши бить — постыдным считалось. Потому берём вёдра, коромысло и по́ воду. А это тоже целое искусство.
Вот идёт девица по воду, а на неё парни заглядываются... Девица-краса, длинная коса... Идёт ровно... вот так, хозяюшка!
Чтобы удивить суженого, девушки носили коромысло с вёдрами даже на одном плече.
Получается, мы схалтурили — вёдра-то пустые были.
Будущей невесте быть красивой и сильной — недостаточно.
К замужеству она должна была уметь вышивать, прясть и ткать.
Умение ткать всегда считалось одной из важных женских добродетелей. Тканое приданое выставлялось на показ, чтобы продемонстрировать талант, усидчивость, трудолюбие невесты и умение видеть прекрасное в деталях. Приданое складывали в сундук, и оно ждало своего часа.
— Это были праздничные наряды, свадебные, расшитые рушники, занавесочки, постельное бельё... перина и одежда.
Ценность приданого оценивали не только по содержимому сундука. Смотрели и на его размер, и на вес. Считалось, чем тяжелее сундук, тем больше там нарядов, расшитых драгоценными камнями.
А когда все женские дела сделаны, можно и чаю травяного попить. Его, к слову, хозяюшка сама выращивала, собирала, сушила. О жизни крестьян XIX века Татьяна Кинеева может рассказывать долго.
В её «Избе у Митрофановны» можно с головой окунуться в быт наших предков. Всё пространство пропитано историей. Многие «экспонаты» принадлежат жителям села Спасское Городище.
— Кто-то выкидывал вещи, и мы подбирали. Кто-то чистил свой дом и хотел как-то избавиться: «Да заберите, пожалуйста». А я всё это дело собирала, отмывала.
С такими экспонатами появилась и сама Изба. Выставочное пространство в сельском Доме культуры назвали музейной экспозицией XIX столетия. Но в отличие от других подобных, в этой избе все вещи работают. Хотите узнать, как жили наши предки на Руси? Перенестись в далёкое прошлое и погрузиться в русский быт?
Тогда вам сюда — в гости к Митрофановне. В Спасское Городище.
Ангелина Свищ, Евгений Калинин. «Вести-Владимир».