Top.Mail.Ru
Культура

«Роза мира» за тюремной решёткой: как Владимирский централ стал храмом для книги Даниила Андреева

Опубликовано: 9 декабря 2025 года
«Роза мира» за тюремной решёткой: как Владимирский централ стал храмом для книги Даниила Андреева

Ни одно из его произведений не публиковалось при жизни, и большинство было уничтожено после ареста. Кроме самого мистического романа Даниила Андреева, который принёс славу не только автору, но и Владимирскому централу. Об одном из самых известных узников знаменитой тюрьмы, куда он попал в конце осени 1948 года, — наш репортаж сегодня.

Так о символичном рисунке Михаила Врубеля «Роза в стакане» говорит жена писателя Даниила Андреева. Каждый изгиб серебрящихся розовых лепестков словно открывает взору маленькую вселенную. В образе Розы Врубель представил воплощение земного совершенства, показав всю хрупкость бытия. И как ярко это перекликается с главным трудом жизни Даниила Андреева! Писатель назовёт его «Розой мира». 

Роман, написанный во Владимирском централе, станет его храмом, его духовным завещанием.

«Завершается труд... раскрывается... вся панорама из невиданных руд. Для постройки извлек я металл, плиты слова, как бут, обгранил для желанного храма. Из отёсанных глыб многотонный устой создавал. Будет ярус другой: в нём пространство предстанет огромней. Будет сфера — с игрой золотых полукруглых полос.... ослепительный мир, свет грядущего предугадав».

Съёмка 1992 года в самой знаменитой тюрьме страны. В 2005 году Аллы Александровны уже не станет — она погибнет после подозрительного пожара в своей квартире. А пока во Владимирском централе она читает стихотворение мужа «Сквозь тюремные стены», написанное Андреевым здесь, в 1950-м. Больше всего в тюрьме писатель тосковал по природе, наблюдая из окон только верхушки деревьев. И спустя годы признается лишь жене, как от этой тоски плакал по ночам в тюремную подушку.

Андреевы были арестованы в 1947 году по пресловутой 58-й статье. По их делу осудили всех, кто был знаком с романом писателя «Странники ночи». Его изъяли при обыске, и судьба рукописи неизвестна. Обвинение было страшным — подготовка покушения на Сталина. Смертную казнь Андрееву заменили на 25 лет тюремного заключения. Во Владимирский централ политзаключённого конвоировали из Лефортовской тюрьмы 27 ноября 1948 года.

Он родился 2 ноября 1906 года в Берлине, где его отец — знаменитый писатель Леонид Андреев — укрывался за связь с большевиками. Отец буквально возненавидит сына, из-за которого сразу после родов умрёт обожаемая жена. А вот для бабушки по матери Даниил будет самым любимым человеком. Малыша перевезут в Москву — в дом Добровых, тёти по материнской линии. Даниил рос очень впечатлительным ребёнком, приверженным вере. Рано начал писать стихи, придумывал планеты и всяческих существ, а смерть воспринимал как дорогу в рай. Ему так хотелось узнать, куда уходят души людей, что он даже однажды попытался утопиться, чтобы увидеть маму. Его спасли. Рай и ад — эти темы не отпустят писателя всю его жизнь. Он не примет революцию и красный террор, уничтожившие привычный быт его православного дома, заметив: «Я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями — мировыми войнами и единоличной тиранией».

Алла Андреева, вдова писателя:

—  Это как бы завещание его всем живущим... В граде, умудрясь в мастерстве, золочёные пряди по суровой канве вышивали цветами ослепительный плат для престола во храме и для думных палат. Но татарские кони ржут вот здесь у ворот... защитить от погони молит Деву народ... и на дно голубое в недоступную глушь... завершайте узоры по святому холсту.

Тема борьбы света и тьмы — главная тема Андреева. И свет в его жизни — встреча с женой Аллой Бружес, талантливой художницей, его музой и опорой. Их на годы разлучат лишь война и тюрьма.

Тюрьму Андреев воспринял со смирением — как путь испытания, данность свыше. К тому же Владимирский централ — тюрьма особенная, замечает Игорь Закурдаев.

Игорь Закурдаев, хранитель музея «Владимирский централ»:

— Когда в ней находился Андреев, там сидели германские и японские военачальники, комендант Берлина, начальники разведки и контрразведки, фельдмаршалы, японские дипломаты. В одной камере с писателем находились сын фельдмаршала Кейтеля Вильгельм (приговорённый к смерти Нюрнбергским трибуналом), сын белого генерала Кутепова и знаменитый публицист, историк, депутат Госдумы Василий Шульгин. Интересный факт: многие политзаключённые хотели попасть именно в эту тюрьму, чтобы попросту повысить образование. Академик Борис Парин, учёный секретарь Эрмитажа Лев Раков, генерал Михаил Ханжин... Они сидели в одной камере — 30 интереснейших людей. Вспоминая, чем развлекались в тюремном быту: Парин читал сокамерникам о медицине, Шульгин рассказывал о государстве и монархии, Раков — по истории, Даниил Андреев — о стихосложении. То есть можно было получить ещё некоторые университеты.

Музей во Владимирском централе открылся в июле 1997 года и стал одним из первых тюремных музеев в России. Здесь собраны уникальные документы, в том числе касающиеся Даниила Андреева: анкеты, постановления, свидетельства о том, что именно здесь мыслитель, обладавший способностью видеть и слышать то, что лежит за гранью физики, писал своё мистическое сочинение «Роза мира». Мистика проявляется здесь и спустя годы.

Игорь Закурдаев, хранитель музея «Владимирский централ»:

— В 90-е годы офицерам Владимирского централа сказали: надо сделать молельную комнату во Владимирской тюрьме. И когда сделали эту комнату, оказалось, что в этой камере находился Даниил Андреев — там, где он получил озарение и где впоследствии написал «Розу мира».

Андреев и сам старался жить как православный христианин, но в своих книгах отошёл от церковных канонов и пришёл к идее содружества мировых религий, объединив их в единое соцветие — Розу мира. Эта идея должна привести человечество ко вселенскому братству. Именно в тюрьме, с её изоляцией, замкнутым пространством, сенсорным голоданием, глубинная память озаряет Андреева новыми смыслами.

Тюрьма — далеко не дом творчества. Андреев прячет свои рукописи. Освободившись раньше мужа, Алла Андреева приедет во Владимирскую тюрьму за его вещами, и тут произойдёт ещё одно чудо — будто ангел-хранитель помог.

Алла Андреева, вдова писателя:

— Тогдашний начальник режима — Давид Крот. И я никогда не забуду... с благодарностью этого имени. Если бы не он, отдавший всё, то мы ничего бы не имели. А произведения Андреева нужны русской культуре... А если бы его не хватало, то не хватало бы и русской культуры.

Алла Александровна сыграла огромную роль в жизни мужа. Пережив его на полвека, она хранила его рукописи и донесла их до публикации в перестройку. «Розу мира» в 90-е выпустят огромным для тех времён тиражом — 200 тысяч экземпляров.

На восьмом году заключения у Даниила Андреева произошёл обширный инфаркт, последствием которого станет ранняя смерть. После выхода из тюрьмы писатель проживёт ещё 23 месяца, заканчивая «Розу мира» как своё духовное завещание человечеству.

У этой книги сложная репутация. Не утихают споры о её религиозной состоятельности. Кто-то называет Андреева пророком, а кто-то — чуть ли не сатанистом. Православная церковь относится к роману скептически. Но в художественном отношении многие сравнивают книгу с высотами «Божественной комедии», называя Андреева русским Данте. Кто же он — провидец, открывший новые духовные горизонты, или несчастный человек, посвятивший жизнь ложной идее? В любом случае роман Андреева остаётся одной из самых удивительных книг в истории русской литературы, составной частью культурного фонда России.

Татьяна Воронцова. «Вести-Владимир».

Загрузить ещё
Выберите рассылку