Сегодня - День рождения режиссера Андрея Тарковского
4.04.2011 16:18 338

Сегодня - День рождения режиссера Андрея Тарковского

Человек, который опередил время. Сегодня - день рождения режиссера Андрея Тарковского. Создатель "Сталкера", "Ностальгии", "Зеркала" родился 4 апреля 1932 года. Но самым значимым в биографии мастера называют ленту "Андрей Рублев". Его режиссер снимал в том числе во Владимире и в Суздале.

Его почерк и "киностиль" позже назовут "поэтическим кинематографом". Андрей Тарковский, сын поэта Арсения Тарковского, четко следовал правилу. Главное - фактура, подлинность. И кадра, и чувств. Кинодрама "Страсти по Андрею" - в прокате "Андрей Рублев" - многим больше, чем рассказ о судьбе великого иконописца. Эти 8 новелл как эпическое полотно о судьбах и пути Руси средневековой. К работе над этой лентой Тарковский приступил в 64-ом. Ему было чуть за тридцать.

АЛИСА АКСЕНОВА, ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА : "Очень скромный такой, небольшого роста, неприметный. Но очень глаза острые. Принес мне сценарий, он сейчас в фондах хранится".

О его скромности говорят и те, кто учился с Тарковским во ВГИКе. Казалось бы, обычная внешность - но великий талант.

ИРИНА ГРАЩЕНКОВА, ИСКУССТВОВЕД, ВЫПУСКНИЦА ВГИКа : "Он особенного впечатления не производил, гораздо большее впечатление производил Вася Шукшин, его сокурсник".

"Андрей Рублев" создавался трудно. Предельного натурализма режиссер требовал не только от актеров, от всех участников съемки. Лишь один эпизод: раненая лошадь, "стрелой" летевшая на камеру, едва не убила членов съемочной группы.

АЛИСА АКСЕНОВА, ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИРО- СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА : "Тарковский отлетел в сторону, и я машинально тоже. И вот уже оттуда смотрим. Остался один Юсов Вадим, это, конечно, великий оператор, смотрю, лицо железное, глаза сузились, и вот он снял".

Именно на этих съемках в четвертый раз за свою историю загорелся Успенский собор. По сценарию - набег на Владимир татарской орды. Из-за дымовых шашек разогрелись стропила храма. О том, что горит собор, под сводами которого подлинные фрески Рублева - Тарковский узнал уже в гостинице. Побелел как полотно. А в это время "буянила массовка".

АЛИСА АКСЕНОВА, ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА : "В собор вбежали молодые башкиры, для них это видно как игра. Носятся по собору, машут шашками, а за ними гоняется Марья Васильевна, ее экскурсоводы со стажем хорошо помнят, маленькая старушка, активная. Они носятся, а она за ними - дьяволы".

Новеллу "Колокол", где блистал совсем еще юный Бурляев, Андрей Арсеньевич снимал в Суздале. Поднимали колокол в том числе и десятки местных жителей.

АНАТОЛИЙ ЖУКОВ, ЖИТЕЛЬ СУЗДАЛЯ : "Мы делали такие движения, когда тянули, я даже себе руки все ободрал".

"Рублева" не "поняли". На просмотрах партаппаратчики теряли дар речи, какие уж тут аплодисменты. В 67-ом прошла так называемая "ограниченная премьера" Рублева. Потом были перемонтаж и "ограниченный" прокат. В нашей стране на большой экран картина фактически вышла только в 87-ом. Уже после смерти мастера. Войдя впоследствии в сотню лучших лент в истории кино. На родине "Рублев" пылился на полке, а на западе его создатель давно стал знаковой фигурой. Даже узнав о страшном диагнозе - рак - Тарковский работал до последнего дня. О нем  уже снимали документальное кино. В одном из интервью он заявил: "Смерти не существует". Для шедевров кинематографа - это точно аксиома.

Мария Платанюк, Денис Цицеронов



Комментарии