Создание оптимального климата внутри Успенского собора Владимира как часть большой работы по спасению фресок кисти великого иконописца Андрея Рублева. Недавно страна отметила 651 годовщину со дня его рождения. Эта дата - еще раз повод задуматься, а что сейчас угрожает уникальной живописи? И почему так велика роль "человеческого" фактора?
Здесь, на высоте примерно в 15 метров от земли, на хорах Успенского собора, утраты великого наследия Рублева особенно очевидны. Под сводами церкви - одна из уникальных композиций - жертвоприношение Иоакима и Анны. Силуэт одной из фигур еле различим. Рядом еще один сюжет - Введение во храм. В этом храме, Успенском соборе, Андрей Рублев работал в начале 15 века. И спустя столетия, сотни паломников приезжают сюда за особой дузовной силой.
АЛЕКСАНДР СКВОРЦОВ, ДИРЕКТОР ОАО "ВЛАДСПЕЦРЕСТАВРАЦИЯ": "Тем более встает вопрос о ценности, о сверхценности этих фресок Рублева, потому что они фактически сохраняются почти только у нас. Есть еще и в Звенигороде, а так образцов монументальной живописи Андрея Рублева больше нет нигде".
А это, пожалуй, самая известная композиция "Страшный суд". Рядом - алтарь - практически центральная часть собора. Внимательному глазу сразу видны следы жира и копоти от лампад и свечей. И кое-где - толстый слой пыли. Однако, по словам Президента музея-заповедника Алисы Аксеновой, впервые за долгое время близки к поддержанию оптимальных, но, конечно, же неидеальных для фресок температур.
АЛИСА АКСЕНОВА, ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ- ЗАПОВЕДНИКА: "Даже при самом большом ограничении посетителей, эта пыль поднималась и плавала наверх. Сейчас работает газовое отопление. Это выделено специальное помещение. Режим, я считаю, будет налажен настоящий. За последние годы буквально революционный шаг. То, чего мы не могли добиться много лет".
Для профессора Скворцова такой детальный внутрихрамовый рейд - явление обычное. Они, новые царапины и сколы на фресковой живописи. Скворцов замечает: "Время вносит свою лепту", но игногирировать влияние "человеческого фактора нельзя". Вот они, конкретные, свежие примеры.
АЛЕКСАНДР СКВОРЦОВ, ДИРЕКТОР ОАО "ВЛАДСПЕЦРЕСТАВРАЦИЯ": "Во время службы люди просто прислоняются к фрескам Рублева. И протирают их, протирают... Что называется, до штукатурного основания... Буквально".
Следы давних протечек, влага, неустойчивый прежде режим. Оптимальной для фресок специалисты называют температуру в 18-19 градусов. Но ее поддержание требует постоянного регулирования. Площадь-то огромная. Алиса Аксенова не устает повторять: нужен взгляд не через "розовые очки". А обеспечить режим посещения подобный организации к фрескам Джотто, в Италии, "это, позвольте, недостижимая мечта". "У нас - другие обстоятельства".
АЛИСА АКСЕНОВА, ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Я - реалист. И фантазий не надо. Как бы мы не говорили о необходимости сохранить Рублева, мы не можем превратить все это в депозитарий".
Тревога за судьбу фресок непреходящая. Но отлаженный температурный режим - лишь шаг большой работы. И вопрос о реставрации живописи пока что не стоит. Нужна "стабилизация" фресок. Как замечает Александр Скворцов, они должны "акклиматизироваться" в новой среде. Но все же задача для потомков очевидна. Постараться как можно дольше сохранить эту пронзительно-небесную синь. Уникальные краски Рублева.