Top.Mail.Ru
Культура

Спасти наследие легендарного иконописца

Опубликовано: 19 июля 2011 года
Создание оптимального климата внутри Успенского собора Владимира как часть  большой работы по спасению фресок кисти великого иконописца Андрея Рублева. Недавно страна отметила 651 годовщину со дня его рождения. Эта дата - еще раз повод задуматься, а что сейчас угрожает уникальной живописи? И почему так велика роль "человеческого" фактора?

Здесь, на высоте примерно в 15 метров от земли, на хорах Успенского собора, утраты великого наследия Рублева особенно очевидны. Под сводами церкви - одна из уникальных композиций - жертвоприношение Иоакима и Анны. Силуэт одной из фигур еле различим. Рядом еще один сюжет - Введение во храм. В этом храме, Успенском соборе, Андрей Рублев работал в начале 15 века. И спустя столетия, сотни паломников приезжают сюда за особой дузовной силой.

АЛЕКСАНДР СКВОРЦОВ, ДИРЕКТОР ОАО "ВЛАДСПЕЦРЕСТАВРАЦИЯ": "Тем более встает вопрос о ценности, о сверхценности этих фресок Рублева, потому что они фактически сохраняются почти только у нас. Есть еще и в Звенигороде, а так образцов монументальной живописи Андрея Рублева больше нет нигде".

А это, пожалуй, самая известная композиция "Страшный суд". Рядом - алтарь - практически центральная часть собора. Внимательному глазу сразу видны следы жира и копоти от лампад и свечей. И кое-где - толстый слой пыли. Однако, по словам Президента музея-заповедника Алисы Аксеновой, впервые за долгое время близки к поддержанию оптимальных, но, конечно, же неидеальных для фресок температур.  

АЛИСА АКСЕНОВА, ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ- ЗАПОВЕДНИКА: "Даже при самом большом ограничении посетителей, эта пыль поднималась и плавала наверх. Сейчас работает газовое отопление. Это выделено специальное помещение. Режим, я считаю, будет налажен настоящий. За последние годы буквально революционный шаг. То, чего мы не могли добиться много лет".

Для профессора Скворцова такой детальный внутрихрамовый рейд - явление обычное. Они, новые царапины и сколы на фресковой живописи. Скворцов замечает: "Время вносит свою лепту", но игногирировать влияние "человеческого фактора нельзя". Вот они, конкретные, свежие примеры.

АЛЕКСАНДР СКВОРЦОВ, ДИРЕКТОР ОАО "ВЛАДСПЕЦРЕСТАВРАЦИЯ": "Во время службы люди просто прислоняются к фрескам Рублева. И протирают их, протирают... Что называется, до штукатурного основания... Буквально".

Следы давних протечек, влага, неустойчивый прежде режим. Оптимальной для фресок специалисты называют температуру в 18-19 градусов. Но ее поддержание  требует постоянного регулирования. Площадь-то огромная. Алиса Аксенова не устает повторять: нужен взгляд не через "розовые очки". А обеспечить режим посещения подобный организации к фрескам Джотто, в Италии, "это, позвольте, недостижимая мечта". "У нас - другие обстоятельства".

АЛИСА АКСЕНОВА, ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Я - реалист. И фантазий не надо. Как бы мы не говорили о необходимости сохранить Рублева, мы не можем превратить все это в депозитарий".
Тревога за судьбу фресок непреходящая. Но отлаженный температурный режим - лишь шаг большой работы. И вопрос о реставрации живописи пока что не стоит. Нужна "стабилизация" фресок. Как замечает Александр Скворцов, они должны "акклиматизироваться" в новой среде. Но все же задача для потомков очевидна. Постараться как можно дольше сохранить эту пронзительно-небесную синь. Уникальные краски Рублева.

Мария Платанюк, Денис Цицеронов
Загрузить ещё
Выберите рассылку