В областном театре драмы состоялась премьера спектакля "Морфий" по произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Постановка о тревожном состоянии молодого врача, ставшего морфинистом, о внутренней трагедии и несвободе. Подробнее - репортаж Александра Мяснова.
В первую минуту - будто прикосновение к шее... Холодная волна под ложечкой. А дальше - прояснение мысли и взрыв работоспособности. Так действует белый кристаллический порошок, растворимый в воде.
- Наркотическое сильно действующее вещество. Один из главных алкалоидов опия.
Молодой врач Михаил Булгаков перебирается с глухого участка в уездный город. Входит в аппарат больницы, отвечает за детское отделение, как сам говорит, "поглощённый" лечением дифтерита и скарлатины. Но всё же бывший участок не даёт покоя.
- Почему участок лезет в голову? Предчувствие...предчувствие...
Оно не обманывает. Именно с бывшего участка приходит весть о, пожалуй, главном персонаже, из-за которого сначала человек достигает "высшей точки духовной силы", а затем теряет свободу... Весть о морфии.
АНДРЕЙ КУДРЯШОВ, АКТЁР ТЕАТРА ДРАМЫ: "И вот именно войти в этого человека, наркомана...было и жалко, и больно за него, он хочет собраться, но не может выйти за рамки определённых уже построенных стен".
Этот спектакль сделан по нескольким произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. В основе - автобиографический сборник рассказов "Записки юного врача". И режиссёр взял на себя ответственность "поставить автора". Каждый актёр играет нескольких персонажей, но в конечном итоге их задача - передать ощущения Булгакова.
МИХАИЛ БАБАЕВ, АКТЁР ТЕАТРА ДРАМЫ: "Каждый "проходит" через главного героя. В этом заключается трудность, что каждому нужно хоть как-то распределиться, чтобы создалась цельная картина всего спектакля. Конечно, сложно прыгать из одного образа в другой".
Режиссёр спектакля - Владимир Кузнецов. С текстами Булгакова работает не впервые. На сцене владимирского театра уже ставил "Собачье сердце". По его словам, всегда считал важным передать булгаковский стиль - мистический и таинственный.
ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ, РЕЖИССЁР ТЕАТРА ДРАМЫ: "С той идеей грусти и печали о погибшем докторе Булгакове, который, к сожалению, не смог вырваться из внутреннего переживания, внутренней трагедии и пришёл к Тьме, а не к Богу".
Доза морфия увеличивается с каждым днём. При этом морфинист убеждён: может бросить в любую минуту. Но всё же и сам становится ненавистным себе. Признаётся в финале: позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь.