Top.Mail.Ru
Культура

Студенты-реставраторы возвращают к жизни уникальный плафон из усадьбы Храповицкого

Опубликовано: 12 июля 2016 года
Студенты реставрационного отделения института ВлГУ завершают работу над уникальным плафоном из усадьбы Храповицкого. Этому произведению искусства больше ста лет. Плафон был найден совершенно случайно на развалинах замка. Около половины живописного слоя к тому моменту было утрачено, но спустя три года кропотливой реставрации на полотне читается изображение. Увы, музейщики пока не выразили желания принять экспонат в свои фонды. Дарья Давыдова увидела, от чего они отказываются.

Пожалуй, крупнейший на сегодняшний день артефакт из усадьбы Храповицкого хранится в мастерской бывшего худграфа. Полотно – что-то вроде натяжного потолка – некогда украшало вестибюль главного дворца. Конкретно по этому фрагменту можно судить разве что о ширине холста, потому что большая его часть намотана на валы, специалисты стараются лишний раз его не разворачивать. Вообще же в длину полотно – 5,5, почти 6 метров, т.е. от стены до стены.

Сантиметр за сантиметром студенты приводят в чувство уникальный образец декоративной живописи. Плафон работы Августа Томашки. Дизайнера, вкусу которого в начале прошлого столетия особенно доверяли состоятельные владельцы русских домов, усадеб и публичных заведений. Он, скажем, занимался оформлением интерьера одного из старинных ресторанов Москвы. Живопись, свет, блики –  одним словом, роскошь.

СВЕТЛАНА КРАСУЛИНА, СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ «РЕСТАВРАЦИЯ» ИНСТИТУТА ВЛГУ: "Скорее всего, в парадном вестибюле дома Храповицкого было то же самое. Этот плафон был подсвечен очень красиво снизу, были зеркала, в которых он отражался, золоченые рамы и вот этот золотой фон плафона, он очень красиво дополнял всю эту парадность зала".

На этих кадрах 1992 года плафон каким-то чудом еще держится на потолке. Пройдет немного времени и под натиском разрухи подрамник рухнет на пол. Через несколько лет под завалами и слоем грязи холст случайно обнаружат реставраторы. А спустя еще четверть века черное без намека на рисунок полотно ляжет на рабочий стол.

АННА БРЫКИНА, СТУДЕНТКА: "Это уже после удаления каких-то загрязнений, т.е. он более или менее почищен, т.е. здесь был слой пыли, загрязнений, это еще читаемо хоть как-то".

Проделанная работа помогла экспертам окончательно определиться с сюжетом. И это не «Похищение Ганимеда», как думали, а некий собирательный образ. Авторское воплощение идеи процветания. На островках живописи читаются фигуры богини Флоры, Беллерофонта на пегасе, купидонов с горящими факелами. Силами студентов плафон выведен из аварийного состояния и сейчас его готовят к консервации.  В идеале нужно восстанавливать живопись, но этим должны заниматься специалисты другого уровня.

АЛЕКСАНДР СКВОРЦОВ, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ: "В таком состоянии ни один музей не хочет брать его на свой баланс. Нет средств, нет денег. Т.е., понимаете, встает вопрос: а кому, кроме нас, в таком случае нужен этот артефакт, этот плафон? Нужен ли он вообще нашей области? Нужен ли он для усадьбы Храповицкого?"

Преподаватели кафедры уверены: плафону место в музее усадьбы Храповицкого, в воссозданном интерьере замка. Оригинальный потолок может стать главным украшением будущей экспозиции. Музейщики хоть и проявляют интерес к полотну, но дальше разговоров о намерениях дело пока не заходило.

Дарья Давыдова. Андрей Синягин

Загрузить ещё
Выберите рассылку