проекты
24.02.2016 584

Ольга Розанова - амазонка русского авангарда

Ей посвящали свои строки поэты Владимир Маяковский и Алексей Кручёных. "Королева", "червовая дама", амазонка русского авангарда. Ольга Владимировна Розанова. Уроженка Владимирской губернии, женщина, которая оставила глубокий след в истории русского искусства. Именно Ольге Розановой будет посвящена большая научная конференция в рамках грядущего фестиваля "Арт-субъект" во Владимире. Откроется и выставка ее работ - благодаря высоким технологиям - это будут компьютерные "имиджи" ее картин из ведущих музеев. Как говорят организаторы фестиваля, увы, земляки очень мало знают о Розановой и ее наследии.

Так чем же запомнилась "Червовая дама русского аванграда"? Ольга Розанова родилась в 1886 году, в  Меленках. Когда Ольге было 10, ее семья переехала в столицу губернии.

Во Владимире Розанова закончила женскую гимназию у Золотых ворот, а в 1904 году переехала  в Москву.  Где поступила  в школу рисования Константина Юона, и одновременно училась  на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910-ом году - она уже в Петербурге. Розанова-  в числе самых активных представителей Союза Молодежи. Она же написала его манифест. Одну из первых деклараций русских художников-новаторов.

Спустя 6 лет, за год до революции художница присоединяется к обществу «Супремус», которое возглавляет Казимир Малевич.  По словам исследователей ее творчества,  "розановский стиль" к этому времени развивался:  от  фавизма, кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции. Когда визуальным весом и взаимосвязью цветов создается композиция. После 1917 года  Ольга занималась реорганизацией искусства и работала в отделе ИЗО Наркомпроса.

Розановой не стало в ноябре 1918-ого, художница - ей было всего 32 - умерла от дифтерита. Увы, могила ее в Новодевичьем монастыре утрачена.  Имя же Розановой присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.  По мнению критиков,  Ольга Розанова была крупнейшим представителем русского аванграда с уникальным колористическим талантом. Пройдя несколько его направлений, через супрематизм вышла к цветописи. Таким образом на несколько десятилетий предвосхитила развитие абстрактного искусства.

АННА БРАЖКИНА, ИСТОРИК, ЖУРНАЛИСТ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОЛЬГИ РОЗАНОВОЙ: "Она отличалась от всех своих коллег. Тем, что у нее была удивительная способность идентифицировать себя  с идеями. И она воплощала их в той полноте и ясности, которой достичь никто не мог. Несмотря на то, что она была молодая, а может быть, потому что она была самая молодая в этом поколении, она совпадала".

 В 1917 году Ольга Розанова  создала один из шедевров беспредметной живописи ХХ столетия. Речь о картине - «Зелёная полоса». Значение ее для мирового авангарда, по мнению критиков, сопоставимо со значением «Чёрного квадрата» Малевича.

"Красный дом", "Городской пейзаж", "Кузница", "Супрематизм", "Порт" и другие... Сильное, смелое искусство, эволюция символа - в театральную, экспрессивную форму. Как отмечают исследователи творчества Розановой, истоки ее творчества и восприятия мира - в атмосфере русской провинции, причастности к истории и культуре владимирской земли. Сначала, патриархальные камерные уездные Меленки, потом -  Владимир. Отрочество и юность в окружении древнейших белокаменных соборов.  Здесь же - плодотворная работа. Воспоминание об одном из таких  дней самой художницы. " В светлую заутреню была  дома. С поезда в церковь. Наслаждалась видом куличей, украшенных сахарными голубями и золотистыми листьями..."

По словам художницы, именно во Владимире пейзажи - "чистосердечные", и даже небо здесь - "провинциально сверкающее и наивное". К слову, в каталогах художница всегда указывала свой адрес - "Владимир - губернский на Клязьме, Борисоглебская улица". Ныне - это улица Музейная. Образ Борисоглебской, к примеру, сохранил "Пейзаж с извозчиком".  Пристрастие Розановой  к народной традиции было созвучным движению футуристов. Говорят, что самые смелые приходили и "врывались" в мир искусства именно из провинции.

АННА БРАЖКИНА, ИСТОРИК, ЖУРНАЛИСТ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОЛЬГИ РОЗАНОВОЙ: "Все способы упрощения, уплощения, понятия сути они использовали. И провинция давала огромный для этого материал. Я недавно была в Меленках, и поняла, вот где возник русский авангард! Потому что там все дома раскрашены, стоят хаотично. Это абсолютно "розановское" место".

По словам Эфроса, "Розанова родилась футуристкой". Причем, работала она в разных жанрах. Это и пейзаж, и портрет, и натюрморт. Разные периоды творчества, его эволюция.  Разные ипостаси, перманентный поиск и самосовершенствование. Оформляла футуристические книги: от литографского "самописьма" до коллажа и ручного "цветописьма" , занималась цветной гектографией. Писала стихи.

 Как вспоминала сама Ольроз, такое имя придумал ей Пётр Митурич - "специализироваться на одном каком-нибудь искусстве - это очень скучно".  И даже в поэзии она вела свою "колористическую тему". И буквы ей нравились как фигуры цвета и движения.  Живописец-Изобретатель, революционер Искусства, первый Мастер супрематической живописи. И почти полвека забвения. Организаторы фестиваля "Арт-субъект" намерены восполнить этот пробел. О Розановой, и это бесспорный факт, должны знать и на малой родине.

Мария Платанюк

Комментарии