Особенности зимнего стиля вождения: рекомендации от автоинструктора Александра Дергунова
Опубликовано: 18 ноября 2024 года
Особенности зимнего стиля вождения: рекомендации от автоинструктора Александра Дергунова
Добрый день! С вами - программа "Безопасная дорога". Совместный проект государственной телерадиокомпании "Владимир" и ГАИ Владимирской области. Тема очередного выпуска - зимняя дорога. Подготовка автомобиля к зимним условиям и зимний стиль вождения. Ценные рекомендации мы получим прямо сейчас от автоинструктора Александра Дергунова.
- Александр, итак, главная тема сегодня - это зимняя дорога. Переход из сезона в сезон. Конечно, для всех автомобилистов и для курсантов в частности. В целом, зимняя дорога как таковая, насколько она сложна, опасна и требует внимания?
- Конечно, для курсантов зимняя дорога вызывает определённые сложности, потому что требует от тебя как определённых навыков по управлению автомобилем, так и соблюдения правил дорожного движения. Если мы говорим о переходе из сезона в сезон, как пример, ученики, которые начали ещё заниматься на сухом асфальте, и у них получился переход в зимний период - появилась дорога с укатанным снегом или гололедица, - они лучше чувствуют пробуксовку колёс, например. Потому что при том же количестве оборотов двигателя, отпускании сцепления, они чувствуют, что машина у нас трогается с пробуксовкой. Ученики, которые начали заниматься, непосредственно, в зимний период - у них немножко больше времени уходит на чувство пробуксовки автомобиля. Зимний период для обучения - это самый лучший период для того, чтобы научиться ездить более грамотно, качественно. Когда ученик попадает из сложных условий в более простые - он чувствует себя за рулём гораздо комфортнее и безопаснее, естественно.
- Александр, на что стоит, в первую очередь, обратить внимание автомобилистам в холодный сезон? Какие основные рекомендации Вы, как специалист могли бы дать?
- Это подобрать оптимально зимнюю резину. Есть у нас шипованные колёса. Они больше подходят для укатанного снега, гололёда. Естественно, это для тех автолюбителей, которые больше передвигаются по загородным дорогам. Есть фрикционные, которые в народе называются "липучка"- это для автолюбителей, которые ездят больше в городской черте. Рекомендации на зимней дороге - удвоить дистанцию, потому что заснеженная дорога, гололёд, естественно, увеличивают тормозной путь. Тщательно планировать обгоны. Особенно длинномерных транспортных средств, которые создают опасные вихревые потоки. На дороге с большой гололедицей, большой колейностью лучше даже избегать таких манёвров. Быть, естественно, внимательнее к пешеходам, в условиях тумана, сильного снегопада можно не заметить переходящего человека и совершить наезд. Рекомендация- естественно, снижать скорость. Заранее. Следить за погодными условиями и в сильную метель, снегопад без лишней необходимости из дома не выезжать Короткий световой день. Передвигаемся больше в тёмное время. Это тоже нужно учитывать на дороге.
- Александр, на что Вы обращаете особое внимание курсантов, когда готовите их к вождению именно в холодный сезон?
- Любой период для обучения прекрасен, но лучше зимний. Так как насыщен более сложными условиями, как мы говорили ранее. Это в плане и управления автомобилем, и соблюдения правил дорожного движения. Естественно, начнём с дороги. Гололёд, снежная каша заставляют быть более внимательным на дороге. Здесь, конечно, затруднения больше вызывает плавный старт на подъёме. Высота сугробов немаловажна. Возьмём на примере прошлой зимы. В некоторых местах у нас в городе сугробы достигали выше человеческого роста. Естественно, издалека заметить пешехода было невозможно. Естественно, обращаем внимание на то, чтобы мы заранее снижали скорость. Как я учу своих учеников, держать мысль о том, что подъезжая к пешеходному переходу, что там кто-то будет подходить, кто-то будет ждать, кто-то будет стоять. Подъезжая с такой мыслью, ты всегда будешь снижать скорость и увидев пешехода, ты успеешь остановиться, не применяя экстренного торможения. Естественно, нужно учитывать и погодные условия, и время реакции водителя. Она у всех разная.
Плавность действий. Учимся плавно трогаться, плавно разгоняться, никаких резких движений рулём стараться не делать. Ещё один немаловажный фактор для любого водителя- это уметь планировать дорожную обстановку. Прогнозировать её. Своих учеников мы учим с первых занятий, прививаем, так скажем, этот навык, как только начинаем двигаться в условиях реального дорожного движения. Видеть полосы для движения. Видеть полосы и их количество, так как в зимний период разметка на дорогах у нас отсутствует, это из-за снега, грязи, местами она где-то затёрта... Ну и выбирать правильную и безопасную скорость движения, безопасную дистанцию. Хотелось бы обратиться к водителям- не сигналить ученикам, они учатся, едут, стараются- слушать инструктора и соблюдать правила дорожного движения. Инструктор называет им не только ошибки, которые они совершают, но и даёт задания, которые им нужно выполнять. Конечно, инструктор всегда подстрахует ученика. В это время инструктор следит не только за действиями ученика, но и за другими участниками дорожного движения, поэтому уважаемые автолюбители, отнеситесь в пониманием к автомобилю, на котором установлен знак- "Учебное транспортное средство", особенно в зимних условиях, когда-то вы также начинали обучение и находились в таком же автомобиле.
- Итак, Александр, предлагаю поговорить о правилах подготовки автомобиля к зимнему сезону? Каковы они?
- Правила простые- это смена шин. На зимние, как мы говорили. Проверить все жидкости. Кто это умеет делать самостоятельно, либо доехать до станции технического обслуживания, где эти работы выполнять. Также слить воду с бачка стеклоомывателя и залить туда незамерзающую жидкость. Осмотреть щётки стеклоочистителя на предмет их повреждения. Но лучше поменять их на зимние. Отрегулировать фары, так как мы говорим о зимнем сезоне, световой день у нас маленький, в основном, мы передвигаемся в тёмное время. В основном, это касается водителей, которые ездят по загородным дорогам, где отсутствует у нас искусственное освещение, где дорога имеет одну полосу в каждом направлении. Потому что когда мы едем навстречу друг другу, мы едем как бы лоб в лоб друг другу. Если фары отрегулированы некорректно, мы встречных водителей слепим. Желательно эту процедуру сделать. И так скажем, собрать зимний набор водителя. Что туда будет входить? Трос, провода для прикуривателя, щётка зимняя, скребок и можно положить лопату.
- Александр, на что должны обратить внимание автовладельцы?
- Состояние световых приборов. Как мы ранее говорили, сделать регулировку фар. А также проверить работоспособность. Это габаритные огни, указатели поворотов, задний ход, стоп-сигналы, фары ближнего, дальнего света фары и противотуманные. Аккумуляторная батарея, здесь что можно сказать, конечно, сам автовладелец сам определяет, когда её нужно заменить. Но совет такой- если вы в тёплое время года уже заметили, особенно, это заметно будет при запуске автомобиля, что автомобиль запускается плохо, то лучше перед зимой заменить аккумуляторную батарею, чтобы потом утром не искать водителя, который вас прикурит или на тросу дотащит до тёплого автосервиса. И думаю, тоже немаловажно проверить, как работает ваша отопительная система в автомобиле. Если сейчас, при нуле градусов, она греет не особо хорошо, то при минусовых температурах она, естественно, перестанет греть. И ехать потом до места ремонта, в холодной машине, будет не очень комфортно.
- Александр, и прямо сейчас нашим телезрителям мы можем показать, каковы те основные манипуляции, которые должен каждый водитель перед выездом на зимнюю дорогу провести. С чего мы начнём? Покажем две простых. Это замена щёток на зимние и замена незамерзающей жидкости.
- Вот эта щётка летняя?
- Это летняя, да, так как здесь у нас нету обогрева лобового стекла, то такие щётки, особенно в сильный снегопад, подвергаются обледенению. Плохо начинают чистить. Приходится часто останавливаться. чтобы их отряхивать. И на дороге это бывает небезопасно это сделать, так что лучше поменять их на зимние. Так выглядит зимняя щётка. Их отличие- какое, видите она находится в защитном стекле. Грубо говоря, это такая же щётка, только она находится в защитном стекле. Куда,естественно, не попадает в зазоры вода, снег, грязь, и она не замерзает и всегда имеет эластичный ход, крепит. Готово!. А теперь зальём незамерзающую жидкость. Советую брать у проверенных производителей и в проверенных магазинах. Тогда, я думаю, мы на контрафакт не наткнёмся. Я не доверяю, если стоят на улице, на дороге, вот эти выставленные канистры, я у них никогда не покупаю. -Это может быть опасно? Конечно. Я стараюсь покупать в проверенных местах. Вот у нас бачок стеклоомывателя. На нём всегда нарисован фонтанчик. Туда мы и будем заливать. А какой объем необходим? Как это регулируется? Объём у каждого автомобиля свой. Обычно он от трёх до пяти литров варьируется. Она даже знаете, как помогает- утром, когда автомобиль ещё холодный, не прогрелся и стекло имеет небольшую наледь, если незамерзайка хорошая и ей побрызгать на стекло, пока автомобиль прогревается, то она помогает даже оттопить, растворить лёд на стекле, если он небольшого слоя, но это тоже очень помогает.
- А теперь от теории мы переходим к практике. И прямо сейчас посмотрим, что же такое зимний стиль вождения. Александр, Вы сами водитель с многолетним стажем. За рулём больше двух десятков лет. Есть ли такое понятие, как зимний стиль вождения и чем он в корне отличается от вождения летнего?
- Конечно, есть такое понятие, как зимний стиль вождения. Он будет отличаться от тёплого времени года. В зимних условиях каждый манёр должен быть обдуман и расчитан. То есть такие манёвры, как перестроение, обгон, опережение, в каких-то ситуациях даже бывает лучше не совершать этих манёвров. К слову, сразу можем вспомнить из курса правил дорожного движения, там даже прописано это, вопросы в билетах есть- что делать водителю при возникновении заноса? Напомним, заодно водителям, особенно начинающим, курсантам нашей автошколы- если произошёл занос, то руль нужно повернуть в сторону заноса, на переднем приводе надо добавить немного газа, на заднем приводе- всё тоже самое- руль в сторону заноса, но газ нужно отпустить, чтобы машина выровнялась. Ехать- не торопиться. тормозить заранее. Соблюдать дистанцию, побольше, чем в летний период.Потому что помним, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается. Кстати, есть такое смешное выражение- я еду,соблюдаю дистанцию, а они в неё перестраиваются. Желательно планировать на дороге самую плохую ситуацию, которая может произойти. Хорошо, что она не произойдёт, но Вы будете к ней готовы. И в случае чего, Вы, естественно, отреагируете на эту ситуацию.
- Александр, Ваши основные рекомендации, как избежать ДТП на скользкой, опасной зимней дороге?
- Ну, естественно, здесь аккуратность. Ты когда за такой большой стаж научился чувствовать автомобиль всем своим телом, естественно, ты понимаешь и осознаешь, что вот на этом участке дороги, видишь, что здесь гололёд или укатанный снег, понимаешь, как себя может повести машина в таких условиях, если ты начнешь что-то делать неправильно. Резкие повороты рулём, или резко нажимать на тормоз... Это ощущение, которое в тебе уже заложено с практикой и опытом, оно тебя тормозит, как говорится. И ты осознаешь эту всю опасность, естественно, соблюдаешь все эти правила. За такой стаж были всякие ситуации на дороге. Именно зимние, да. Ты вроде бы и рассчитал. Мне сейчас случай вспомнился, тоже дорога, имеет небольшой изгиб, скорость была небольшая, но, для прохождения этого поворота, видимо, я выбрал её неправильно. Это такое ощущение страшное, когда ты поворачиваешь руль, направляешь машину на полосу, чтобы она ехала по нужной, твоей траектории, а она это делать не хочет. Съезжает с этой траектории, её начинает сносить. Конечно, это очень страшно. В этот момент стараешься не паниковать, сделать так, чтобы это занос прекратился. Но, естественно, на будущее это у тебя остается в подсознании и ты уже какие-то участки дороги с естественным изгибом стараешься аккуратно проходить. Естественно, смотришь на покрытие дороги. Почищено он, сырое. Или, как мы уже говорили, это укатанный снег или лёд.
- Самые аварийные пешеходные переходы, аварийные, загруженные, администрация оборудовала вот такими искусственными неровностями, тем самым принудительно заставляя водителя снижать скорость))((А зимой, когда водитель проезжает пешеходник, на что ему стоит обратить особое внимание?
- Если пешеходный переход закрытый, это называется у нас ограниченная видимость, сугробы, какие-то конструкции, всегда снижать скорость. Это прям главная вещь. Особенно в зимний период. Лучше притормозить, чем не дай Бог, совершить наезд на пешехода.
- Ну и в финале нашей программы, наверное, Ваши пожелания всем, кто за рулём))
- Дорогие автолюбители, начинающие водители, курсанты автошкол, желаю Вам соблюдать правила дорожного движения и пусть дорога, особенно в зимний период, будет для Вас безопасной.