"Владимирец" покорял мир: 80 лет легендарному ВТЗ
80 лет ВТЗ - заводу, который был гордостью всего Советского Союза. И за его пределами. В начале 80-х трактор Т-25 "Владимирец" был признан национальным достоянием Мексики. Вместе с ветеранами вспомним страницы славной истории ВТЗ.
Днем рождения ВТЗ официально считается 24 апреля 1945 г. Но его история началась еще раньше, в военном 43-м, с выходом постановления Правительства "О развитии тракторостроения". Разгар войны и вдруг- сугубо мирная отрасль. Страну надо было кормить. И ставка была сделана на Владимир.
Валентин Николаевич об истории ВТЗ знает все. Был директором заводского музея с 1977 го. Рассказывает, в 20-е годы в СССР не выпускалось ни одного трактора. Старт тракторостроению был дан в 1923-м. Площадкой стал Красный путиловец в Ленинграде. Основой для советского трактора послужил американский Фордзон. Его разобрали на части и перенесли в чертежи. По ним был произведен первый трактор в молодом Советском Союзе.
Название он получил соответствующее "Фордзон- Путиловец". Машина вышла с характером - мощностью в 20 лошадиных сил, с керосиновым двигателем. Правда незащищенные крыльями колеса порой калечили трактористов кусками грунта. Первый модернизированный отечественный Универсал был изготовлен на ярославской земле в 1934.
Следующая модель будет собрана уже в Владимире. Строительство ВТЗ в 1943-м по праву называют трудовым военным подвигом. Не хватало людей, и строительных материалов.
Валентин Николаевич Климов, директор музея ВТЗ 1977- 2018 гг:
- Надо было ехать в Ленинград на доставку на Владимирскую землю, оборудование с путиловского тракторного. Задание партии должно быть выполнено, и вот группа была направлена в Ленинград. И вот осенью 44 пришли первые эшелоны с оборудованием..равносильно эшелонам с хлебом..были аплодисменты митинги.
В июле 44 го - с владимирского конвейера торжественно "съехал" 1 трактор.
Петр Георгиевич Шешенин, архив 2005 г.:
- Мы собрались у проходной, пришли на главный конвейер, где цех шасси,на бугре стоял духовой оркестр, директор был Буров..речь произнес. Ворота открылись и вышел 1 трактор.
В апреле 45-го также торжественно выпускали уже пятисотую машину. Тот самый трактор, с которого началась официальная история ВТЗ
Петр Георгиевич Шешенин, архив 2005 г:
- Обмывали в столовой у нас, а 2 в энерго-механическом техникуме...война еще не окончилась... а вина полно было и закуска американская...трактор хорошо обмыли тогда 5.10. и танцы до упаду под духовой оркестр.
Трудовая биография многих ветеранов Владимирского тракторного началась в военные годы. Кому-то завод заменил семью, став родным домом.
Екатерина Ивановна Рогаткина. Дочь завода! Это ей посвящена глава книги об истории Тракторного. 4-х летнюю девочку подобрали партизаны под захваченной немцами Западной Двиной. Эвакуировали во Владимир. Сначала детдом, учеба , а затем трудовая деятельность. На ВТЗ с 1954-го. Свидетель выпуска 100 тысячного трактора.
Екатерина Ивановна Рогаткина, ветеран ВТЗ:
- Мы жили очень дружно. У меня в бригаде было 8 человек. И каждый получил образование- кто 10 классов, я вот институт закончила. Завод развивался , рос, мы здесь получали знамена. Мы организовывали соцсоревнования. У рабочих старались поднять авторитет. Чтобы чувствовали, что они нужны. Что о них заботятся.
И не только получали образование , новые профессии. Каждый 10-ый на заводе был еще и рационализатором.
- Предложение новатора стало темой его рабочей диссертации, он получил ценный подарок автомобиль Москвич.
Валентин Николаевич Климов тоже начинал на заводе обычным техником-технологом, а потом перешел в бюро изобретательства. До сих пор считает непревзойденным владимирский трактор Т-25. Взятый с Харьковского завода , Т 25 полностью модернизировали на ВТЗ.
Валентин Николаевич Климов, директор музея ВТЗ 1977- 2018 гг:
- К 76-му году эта машина была признана лучшей машиной года, ей была присужден знак качества.
Открыты предприятия в Мексике и Индии. наши специалисты туда ездили и осваивали производство . настолько он был востребованный.
- Идут последние испытания опытной модели, в скором времени новый трактор выйдет на поля страны.
В 80-е годы ВТЗ был удостоен высшей премии "Золотой Меркурий", за развитие международных отношений. Вместе с Ташкентским тракторным стал выпускаться и Т-28 хлопковой модификации .
Валентин Николаевич Климов, директор музея ВТЗ 1977- 2018 гг:
- Для чего хлопок был нужен? Хлопок был необходим для изготовления пороха , представляете? Т.е. наш завод не только для С\Х пахоты и прочее, но и для сбора хлопка..для пороха.
Каждый пятый советский трактор был оборудован двигателем ВТЗ. Всего на заводе были произведены 1 млн 123 тыс тракторов и 4 млн 200 тыс двигателей. Валентин Николаевич рассказывает, даже сегодня их специалисты-ветераны востребованы
Валентин Николаевич Климов, директор музея ВТЗ 1977- 2018 гг:
- С одним встретился испытателем - меня приглашают на работу, двигатели наши делать- привозят кит запчасти и делают..Чем славится наш двигатель - он воздушного охлаждения.
ВТЗ постоянно совершенствовался. На владимирскую землю по обмену опытом то и дело приезжали коллеги из городов-побратимов - немецкого Эрлангена и чешского Усти-на-Лабе. Их дети отдыхали в пионерских лагерях при заводе. Промышленный туризм - о котором сегодня так много говорят, был в расцвете уже в те годы, замечают ветераны. И достижений у предприятия- не перечесть.
Анатолий Иванович Митрофанов, ветеран ВТЗ, директор спортклуба "Мотор":
- Тракторный завод- это история города, история области, история России. ТЗ столько сделал по соцкультбыту..Отстроено 144 дома. Детские сады, ясли, база отдыха Крутояк. Школа 25-ая тоже вошла...Больница на Токарева.. это всё тракторный завод работало 25 тысяч рабочих.
Анатолий Иванович проработал на ВТЗ 48 лет. Перед ним в свое время была поставлена задача развивать на заводе физкультуру и спорт.
- Спортсмены ТЗ прославили город, область, Россию..в соревнованиях..на Чемпионатах России..Европы, Мира и дошли до Олимпийских игр. Рабочие, которые занимались работой и тут занимались физ.культурой. Вот например, Бубнов Виктор Ив токарь рмц- приходит ремонтирует, делает детали. А в свободное время - бегает, тенируется... ИВы знаете куда прошел на 4 ОИ выигрывал по 10 медалей- золотых, серебряных, бронзовых.
Ермаков Витя, электрик прославил не только завод,но и выступал на Чемпионатах Европы...обыграл самого Косичкина.
Стадион Торпедо- тоже детище ВТЗ. Сегодня мало кому известно, что в составе первой футбольной команды Торпедо были работники завода.
Владимир Сергеевич Шлемин, председатель Октябрьского районного совета ветеранов г. Владимира:
- Такие всеобъемлющие интересы были на заводе, что я поражаюсь гениальности директора, ответственность за все сферы...бытовая, спортивная. вот что такое руководитель.
Ветераны завода с большим теплом вспоминают своего последнего руководителя Анатолия Васильевича Гришина. И его формулу успеха. В сутках должно у человека быть 25 часов- лишний час для того, чтобы не забывать, ЧТО нужно успеть сделать. Для ветеранов ВТЗ потеря завода- огромная боль. Но они продолжают и сегодня оставаться в строю. И у них своя формула счастья - ВТЗ был, есть, и обязательно будет.
Татьяна Воронцова. Алексей Ковалёв. "Вести - Владимир"