Легенде советских дорог — 65: Владимирский коллекционер рассказал о любви к "Запорожцу"
Автолегенда СССР — Запорожцу этой осенью 65! И вместе с Ангелиной Свищ предлагаем вспомнить страницы истории самого незаурядного автомобиля Советского Союза и полюбоваться на коллекцию Артема Зимина.
— На ней еще внуки мои кататься будут. Машина, если с ней правильно обращаться, сто лет может сохраниться.
Водители на дороге с этой машины глаз не сводят, — хвалится Артем Зимин. В его гараже 4 «запорожца»: два на ходу и еще два — в ремонте.
Артем Зимин, ретро водитель:
— Четыре старых «запорожца» собрались сами собой по ходу жизни. А началось все с семейного «запорожца».
«Запорожец» был одним из самых массовых и доступных автомобилей в СССР. Их горячо любили, над ними иронизировали. К примеру, некоторые модели называли «ушастыми» или ласково — «жужик». Эту кличку автомобиль получил из-за характерных воздухозаборников, расположенных по бокам кузова, у задних крыльев. Эта модель выпускалась с 1966 по 1972 год. И похожий был у отца Артема. Владелец шутит: еще пешком не ходил, а уже ездил на «Запорожце» с папой. Именно в детстве и появилась любовь к машине.
Артем Зимин, ретро водитель:
— Каждое лето путешествовали по Золотому кольцу России, в Казань ездили, в сторону Тульской, Смоленской областей. И одни из самых ярких воспоминаний, впечатлений из детства, это как раз связано с «запорожцем», с путешествием на нем.
Эту традицию Артем продолжает уже со своей семьей. На этом «ушастике» покорил не одну тысячу километров. Каждый год Зимины ездят в Крым, а на майские рванули на раритете в Белоруссию. Сложно поверить, что этот красный красавец раньше стоял на штрафстоянке с голым кузовом, ржавый и косой, — рассказывает Артем.
Артем Зимин, ретро водитель:
— На тот момент парнишке было лет 12, он задался целью восстановить эту машину и года за 4 восстановил до такого состояния. И он предложил выкупить эту машину мне, и вот я ее приобрел и храню эту историю.
Под маркой «Запорожец» в СССР производили фактически два разных поколения моделей автомобилей. Некоторое время они параллельно сходили с конвейера.
— Дворники работают на машине, которой в следующем году будет 60 лет.
Как выглядит «горбатый» «запорожец», большинство россиян помнит лишь по советским фильмам. Такой, например, ЗАЗ-965, чинил дядя Федор с отцом в квартире. Настоящую машину, конечно, в дом не занести. С виду маленькая, она очень вместительная. Это одна из первых моделей. За этой машиной стояли в очереди годами. Артем рассказывает, сегодня автомобиль вызывает не меньший ажиотаж, чем полвека назад, когда машина считалась одним из лучших образцов отечественного автомобилестроения. Но здесь все не как у обычной машины. Спереди — багажник, а сзади...
— Двигатель воздушного охлаждения, V-образный, четырехцилиндровый, мощностью 27 лошадиных сил.
Разогнаться «до сотки» эта модель, конечно, не сможет. Зато она идеальна для городских дорог. Кочки, ямы, лежачие полицейские — ничто для этого «танка». Автомобиль возвращает себе былую популярность и любовь. Артему удалось найти аж 15 таких же увлеченных ребят.
Артем Зимин, ретро водитель:
— Скучно было одному ездить на «запорожце» в конце нулевых годов. Видел проезжающие «запорожцы», я его догонял на машине. На чем был, на том и догонял. Если пешком, значит, пешком. Подрезал и знакомился с владельцем.
Поклонники «Запорожца» — герои многочисленных историй и анекдотов. С годами любовь к этой отечественной легенде только растет.
Ангелина Свищ, Илья Хлудов. «Вести-Владимир».