Top.Mail.Ru
Общество

Студент пошёл не тот?

Опубликовано: 24 января 2014 года
Студентам не до веселья - сессия в самом разгаре. Особенно трудно первокурсникам, для них это первое испытание.  Нелегко и преподавателям, им приходится упрощать  экзаменационные билеты,  чтобы  студенты справились с заданием. Почему так происходит,- эту задачу пытался решить Александр Леснов. Он заглянул на экзамен по математике.

Эксперимент. Мы - на экзамене по математике у первокурсников факультета информационных технологий. Задача: выяснить, насколько хорошо они помнят школьную программу. Вопросы простые как дважды два, но и некоторые из них вызывают у будущих специалистов настоящие затруднения. Например, сколько миллиметров в микрокилометре?

- То есть, 100 тысяч сантиметров равно 10 миллионам миллиметров?
- Ну да, ведь в сантиметре 100 миллиметров.
- Ты в этом уверен?

Впрочем, с большинством задач ребята справляются, а ошибки можно списать на волнение. Как-никак, первая сдача по важнейшей дисциплине. Тем более, что на этой специальности учатся традиционно сильные студенты. И с экзаменом они справляются. У Николая Дубровина, руководителя кафедры, во всей группе "неуды" получили лишь несколько человек. пятерок нет, зато немало четверок. Это неплохой результат, говорит Николай Иванович. Если бы не одно "но": за последние несколько лет его годичный курс математики, а, следовательно, и  билеты, пришлось значительно упростить.

НИКОЛАЙ ДУБРОВИН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЛГУ, ДОКТОР ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК: "Весь курс математики подвергся некоторой резекции, и выброшена часть. То, что сейчас можно сделать - подготовить выпускника на уровне техникумов тех годов, 70-х, 80-х".

Таковы новые образовательные стандарты. Вернуть сейчас старую программу - и ребята ее уже не потянут. Корней проблемы, как у системы уравнений, несколько, считает Николай Иванович. Главная - социальная. В почете сейчас специальности, которые у молодых людей ассоциируются с   заработком. А в науку людей идет все меньше. Мудрый математик уверен: процесс этот идет по синусоиде, а значит за спадом последует подъем. Пройдет время и спрос на инженеров вернет все на свои места. Не так оптимистичны  его коллеги. Алексей Александров прямо называет причину того, почему первокурсники перестают справляться с программой.   

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВ, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ИЗИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛЛЕКТИВА ЭКСПЕРТОВ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ: "Как я иногда любя начинаю ругать первокурсников, когда у них что-то не получается: "Вы все - жертвы ЕГЭ."

Преподаватель утверждает:   если бы  первокурсникам он дал билеты по информатике, на которые отвечали их сверстники 5 лет назад, "неуды" пришлось бы ставить половине группы. И виной тому именно единый госэкзамен. Вернее, даже не он сам.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВ, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ИЗИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛЛЕКТИВА ЭКСПЕРТОВ ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ: "У нас, к сожалению, я наблюдал такую картину, просто перестают преподавать предметы, а начинают натаскивать учеников на это тестирование".

Перемена мышления - вот о чем говорят педагоги вуза. На место осмыслению материала почему-то пришла попытка "запомнить знания". А это - тупиковый путь.

АНАТОЛИЙ ГАЛКИН, ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  ВЛГУ: "Человека нужно и на школьном уровне, и на уровне вуза учить как раз понимать, разбираться. На этой основе делать что-то новое".

 Анатолий Галкин отмечает: страдают этим даже и лучшие студенты, искренне желающие овладеть науками.  Из того, что происходит сейчас, далеко идущих выводов делать пока нельзя, полагает профессор. Но тенденция существует. Прописная истина - все начинается со школьной скамьи. Мы отправились в одну из школ Владимира, чтобы выяснить, что же изменилось  в подготовке выпускников.  

ТАТЬЯНА ШАВЛИНСКАЯ, УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ  ШКОЛЫ №15: "- Я в корне не согласна с тем, что дети идут неподготовленные. В условиях введения новых стандартов подход к образованию изменился. - В лучшую сторону? - В лучшую".

Парадокс, но в числе этих изменений к лучшему школьные педагоги называют именно то, в недостатке чего их упрекают коллеги: индивидуальный подход и развитие  мышление во главе угла.  Претензии к ЕГЭ здесь считают необоснованными: типовые задания, на которые выпускника можно "натаскать" - лишь часть экзамена. Другая - задачи, где без логического вывода ответа не найти. С этим согласны и ученики.   

СТЕПАН ВОДОПЬЯНОВ, УЧЕНИК 10А КЛАССА МБУ СОШ №15:
"Люди, которые выбирают десятый класс после девятого, они настроены на то, чтобы хорошо учиться. Они настроены на то, чтобы познавать жизнь и копать глубже".

Ответ не сходится. Возможно, понятия логического мышления и стремления к познанию в вузе и школе просто понимают по-разному. Очевидно же пока, что системы координат, в которых ребят меряют там и там, неодинаковы. По идее, единым мерилом и должен был стать ЕГЭ.

АЛЕКСАНДР ЛЕСНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: "С чем согласны обе стороны: процессу необходима обратная связь. Преподавателям вузов и  школ нужно сесть за стол переговоров и хорошенько рассмотреть все грани проблемы. Правда их мнением интересуются далеко не всегда. Образовательные программы постоянно изменяются и совершенствуются. Для того, чтобы понять, насколько они удачны, иногда нужны годы. Поэтому оценить даже уже прижившиеся реформы и понять, возрастает или убывает уровень знаний будущих инженеров, опорных точек на графике пока, пожалуй, недостаточно".

Александр Леснов, Антон Терешкин
Загрузить ещё
Выберите рассылку