Top.Mail.Ru
Общество

Из школьных сочинений: о чем писали 100 лет назад

Опубликовано: 30 октября 2014 года
Школьное сочинение столетней давности обнаружили муромские педагоги, штудируя архив одного из учреждений. Коллекцию музея народного образования пополнила тетрадь с домашней работой одной из гимназисток. Символично, что находка была обнаружена именно сейчас, когда в школьную программу возвращается сочинение.

Коллекцию музея пополнили снимки воспитанниц Муромской женской гимназии II разряда, подлинный аттестат с восковой печатью, сведения об успеваемости одной из учениц гимназии и свод правил поведения. Но особую ценность архива составили две тетради, купленные в известном до революции писчебумажном магазине Мурома. Одна – для арифметики, другая – для домашнего изложения. Обе подписаны: «ученицы четвертого класса, Тагуновой А.». Имя девочки неизвестно, но из восьмистраничного сочинения об авторе можно узнать немало.

ЛЮДМИЛА ФИЛОНЕНКО, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "«Мои любимые мечты» -  само название говорит за себя. Девочка мечтает о том, как будет проводить новогодние рождественские праздники, как пригласит на эти праздники крестьянских детишек. Затем она вспоминает о том, что ее брат ушел на войну, и она не может сегодня пойти на вокзал провожать других, потому что ей грустно, что люди уходят на войну".

Передо мной всплывает самая любимая и никогда не покидающая меня мечта: вот я кончила гимназию, поступила в учительницы, учу маленьких детей грамоте, приучаю их к чистоте, опрятности и послушанию.

Чтобы бегло прочесть отрывки из сочинения 1914 года, девятикласснице Насте пришлось его переписать. Слишком уж слог и начертание знаков отличаются от современных. Некоторых букв давно нет в русском алфавите. Разительны и перемены в нормах орфографии: глагол «идти» написанный через две «т» красные чернила не тронули. За грамотность гимназистка поймала «двойку». Изложение преподаватель оценила на «три с плюсом». Что говорит об уровне школьных требований в дореволюционной России, считает Татьяна Неверова. Потому что работу отличает глубина, стройность и выразительность мыслей.

ТАТЬЯНА НЕВЕРОВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
: "Это как раз то, чего многим современным детям, детям нашей эпохи не хватает. Я не про духовный мир говорю, а про умение высказать свои внутренние мысли, желания, мечты. Им не хватает слов и, к сожалению, эпоха в этом не способствует детям".

Школьное сочинение в стране упразднили семь лет назад и вот теперь вводят заново. Учителя говорят, просто вернуть экзамен – полдела. Нужно увеличить объем литературных занятий, дети должны больше читать. Лауреат нескольких престижных конкурсов, девятиклассник Даниил Саплин искренне надеется, что с возвращением сочинения в школьную программу, его сверстники, наконец, ощутят всю прелесть этого нескучного занятия.

ДАНИИЛ САПЛИН, УЧЕНИК 9 КЛАССА: "Нет таких чувств, которые нельзя было бы высказать русским языком. Для меня сочинение, как и для любого человека, это возможность высказать свое мнение, свое отношение к чему-либо, высказать свои эмоции, оставить какое-то хоть и самое маленькое слово в истории".

Приблизительные темы декабрьского сочинения уже известны. Первые пробы пера в школах намечены на конец ноября. Очевидно, не все работы заслужат хорошую оценку преподавателей. Но ведь и гимназистка Тагунова А. в портфеле принесла «тройку», а сочинение перечитывают и сто лет спустя.

Дарья Давыдова. Андрей Синягин
Загрузить ещё
Выберите рассылку