Рассказать о событиях и остаться живыми: такие задачи стоят перед корреспондентами в горячих точках. Чем еще, кроме умения писать и снимать, должен владеть журналист, отправляясь в зону боевых действий, - расскажет Александр Мяснов.
Журналисты - в зоне боевых действий. С одной стороны - героические люди. С другой - объекты повышенного внимания со стороны силовиков. Среди пишущей братии немало тех, кто взрыв гранаты видели только на экране телевизора. Не говоря уже о других опасностях, которые встречаются в зонах контртеррористических операций. При этом корреспонденты и операторы - особая цель для противника, который об информационной войне тоже не забывает. Поэтому сначала - теория. Чтобы ещё, сидя в палатке, представить, с чем придётся столкнуться.
АНДРЕЙ СОЛОВЬЁВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА: "Дело в том, что террорист - это не просто дядька бородатый, с автоматом с гор спустившийся. Там ребята есть очень грамотные и ушлые, поэтому вброс информации панического характера вполне возможен. И вот здесь как раз найти грань, что давать и в каком объёме и как давать - он на данном этапе очень серьёзен".
Но без практики теория мертва. И прямо из палатки - в распоряжение спецназа ОМОН. Прочувствовать, каково это - передвигаться в бронежилете и каске, с камерой и штативом наперевес, когда выстрелы раздаются буквально со всех сторон. И, возможно, журналист и есть цель противника.
Сейчас будет проходить имитация нападения на движущуюся колонну. Первое, что должен сделать журналист - это покинуть автомобиль и укрыться от огня в безопасном месте.
Однако сквозь канонаду взрывов и выстрелов, пробивая звон в ушах, всё же доносятся чёткие указания командира подразделения. Имя и звание, разумеется, держатся в секрете. Известен только позывной - Хирург. И что его командировки в горячие точки продолжаются и по сей день.
ОМОНовцы советуют: необдуманный героизм лучше оставить для патриотических фильмов. Он может стоить жизни. А цена материалов из горячих точек очень высока. Поэтому - осмотрительность и осторожность и предельное внимание.
ХИРУРГ: "Патроны будут боевые. Действовать надо так же. Здесь нет правильных и неправильных действий. Действия должны быть смелыми и решительными. Но риск оправдан. Не просто ради ценного кадра бежать, сломя голову".
Эксклюзивные кадры или интервью - это рейтинг и корреспондента, и редакции. А зазевавшися журналист - добыча противников.
Как происходит освобождение пленных - продемонстрировал спецназ УФСИН. Все произошло стремительно, поэтому четко снять, как это было, не удалось. Но именно это и является критерием профессионализма. Промедление чревато необратимыми последствиями. Чтобы трагедий было меньше, антитеррористический штаб и Союз журналистов и организовали эти учения.
ОЛЕГ МАЛИНИН, СОТРУДНИК КОМИТЕТА ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И СМИ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Не дай бог вам журналистам придётся работать в зоне боевых действий, террористических акций, контртеррористических операций. Эти учения нужны для того, чтобы вы могли выполнить задание редакции грамотно, приехать домой живым и здоровым".
Такие учения планируют сделать традиционными. Повторить их рассчитывают снова в августе следующего года. Правда, будет одно существенное отличие. Те, кто пройдут обучение, получат сертификаты на право сотрудничества с военными. А это значит, что такие журналисты уже готовы для работы в зонах КТО.