Золотые опилки. Новая котельная на биотопливе не оправдала надежд жителей села Мошок Судогодского района. Вместо обещанного властями понижения тарифов, цены на отопление только растут. А температура в домах - напротив, падает. В селе уже закрыли детский сад.
Температура в квартирах падает, а суммы в квитанциях - растут. Жители Мошка негодуют. Котельная на опилках – не в силах отапливать село, а население – оплачивать дорогостоящую услугу. Новая управляющая компания взяла котельную в аренду и посчитала, что раньше тариф на отопление был занижен. Итог – что ни месяц, то - новый платёж. В сентябре 29 рублей за квадратный метр, в ноябре уже 58.
КЛАВДИЯ ЛАВРЕНТЬЕВА, ЖИТЕЛЬНИЦА СЕЛА: "У нас 3-х комнатная квартира – выходит 4-5 тысяч. А с Нового года сказали, будет 7. Как нам пенсионерам платить? Я получаю 4 тысячи пенсию. Это на выживание людей. Как мы будем существовать? Нам надо поесть".
ИГОРЬ НАУМОВ, ЗАМГЛАВЫ СУДОГОДСКОГО РАЙОНА: "Жители правильно возмущаются. Они получают квитанции и видят, что за год оплата за квадратный метр увеличилась в два раза. Когда начала работать компания "Владоблжилкомхоз", она защитила новые тарифы".
Два года назад, когда котельную запускали, жителям Мошка обещали комфортную и спокойную жизнь. Скептики ворчали: пустая трата средств. На строительство потратили 20 миллионов. Лучше бы израсходовали деньги на газификацию – говорит сегодня староста села Людмила Ромас. Но районные власти настояли на своём.
ЛЮДМИЛА РОМАС, СТАРОСТА СЕЛА: "Один работник котельной сказал, что это бред сивой кобылы. Из-за этого даже произошёл скандал между жителем села и Стародубцевым. А получилось, что на самом деле так оно и есть. Мы остались в пролёте с этой котельной".
ЮРИЙ БАГРОВ, ГЛАВА МОШОКСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ: "Как глава администрации я на стороне народа. Тарифы нужно уменьшать. Я считаю, что опилки не стоят дороже допустим газа, мазута".
Когда котельную строили – надеялись на сельские пилорамы. Отходы они выбрасывали прямо на поля. В кризис большинство деревообрабатывающих предприятий закрылись. Бесплатного сырья не стало. Да и новые котлы привередливы. На гнилых опилках работать не будут, попадёт крупная щепка – могут сломаться. Прежде чем отправить в топку опилки с утра до вечера их сортируют.
На обогрев села в сутки необходимо 90 кубометров биотоплива – это три грузовика. Местные запасы давно закончились, поэтому собирать опилки приходится по всей области. Ковров, Гусь-Хрустальный, Селиваново…- путь не близкий. Доставка древесных отходов обходится слишком дорого.
В Мошке уже вторую неделю не работает детский сад. Средняя температура по посёлку - + 13. Главный инженер котельной винит местных жителей. По его словам, они сливают с батарей горячую воду и используют в личных нуждах. При этом признает, создатели котельной не приняли в расчет российские морозы.
АЛЕКСАНДР НИКИТИН, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР: "Была идея в принципе неплохая, создать эту котельную. Но она не выдаёт полной мощности при низких температурах".
Почему качество не соответствует цене? - ответ на этот вопрос мошокцы намерены получить в прокуратуре. Они уже написали заявление. В администрации Судогодского района успокаивают: в ближайшее время цены на отопление расти не будут. Тем же, кто не в состоянии платить по счетам, советуют обращаться за субсидией.
Дмитрий Смирнов, Александр Голубев