Обучая детей, учимся сами. Именно так заявляют сотрудники центра гуманной педагогики. Почти год коллектив 26-й школы областного центра внедряет в учебную практику новые федеральные стандарты образования.
Аристотель в юбке, так шутя называют Ирину Спиридонову ее ученики. Каждый день она не просто рассказывает им что-то новое, а удивляет. Cамое сложное в работе - найти ключик к каждому ребенку, заставить поверить в собственные силы.
ИРИНА СПИРИДОНОВА, ЗАМДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ №26: "Стараемся выстраивать особый процесс общения, так как общение - это сердце гуманной педагогики, на уроке не только с учителем ребята общаются, но и между собой, все вместе решается, сочувствуя, сопереживая. То есть выполняя задания совместно, мы приходим к истине".
На базе 26-й школы центр гуманной педагогики функционирует почти год. Но особые методы в обучении здесь начали практиковать еще раньше. Несколько лет назад в учебном заведении появились первые экспериментальные классы. Одно из главных отличий - отсутствие отметок, вплоть до 4-го класса. Тем не менее в обычных классах учителя так же стараются использовать новые методики.
ТАТЬЯНА КИМ, ДИРЕКТОР МОУ СОШ №26 Г.ВЛАДИМИРА: "Педагоги, работающие в экспериментальном классе, а потом у него урок в обычном. Педагог не может быть гуманным там, и другим в обычном, поэтому гуманность распространяется на всю школу".
В числе школьных ноу-хау - тема недели. Она объединяет всех учеников и задает тон всем урокам. Даже грамматику или скажем физику, здесь изучают, говоря о высоком. Здесь не боятся ни контрольных, ни завуча, ни директора. Учебный процесс строится на принципах уважения и взаимопомощи. А вот обычные каникулы для этих ребят отнюдь не самое любимое время.
ЕВГЕНИЯ ГРУЗДЕВА: "Особенно скучаю, когда только каникулы начинаются. Кажется, что впереди много времени и нечем будет заняться. - А по кому больше скучаешь по друзьям или учителям? - И так, и так".
Плюсы новой системы обучения вполне очевидны, но и сложностей немало. Чтобы понять гуманную педагогику, иногда взрослому человеку необходимо в корне поменять свое сознание, начать мыслить по-другому. На это способны далеко не все.
Воспитать в каждом ребенке личность и зародить новое педагогическое мышление - это одни из главных принципов гуманной педагогики, отмечают учителя 26-й школы. Уже после летних каникул на областном семинаре для учителей и родителей они поделятся своим опытом и нестандартными подходами к обучению.
Юлия Морозова. Александр Чернышев