В Суздале состоялась презентация новой книги
27.04.2016 14:43 0 722

В Суздале состоялась презентация новой книги

Презентация книги "Иконостас из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. XVII век." прошла в Суздале. Ее авторы - сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва исследовали древние иконы. В 1954 году иконостас был передан  из Суздаля Музею Рублева из-за  отсутствия условий хранения. Вернется ли он обратно?

На презентацию монографии приехали лишь трое из большого коллектива авторов. Изучению иконостаса XVII века из Спасо-Евфимиевского монастыря они посвятили полтора десятка лет. Монастырь основан в XIV веке.  Преображенский собор, возведенный в 1564 году, неоднократно обновлялся. Представленные иконы для иконостаса написаны между 1663 и 1671 годами по заказу игумена обители Павла. По словам исследователей,  это необычайный памятник.

ЛИЛИЯ ЕВСЕЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ НАУЧНЫМ ОТДЕЛОМ МУЗЕЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЁВА, АВТОР МОНОГРАФИИ: "Казалось бы, традиционная икона, но насыщенная какими-то современными идеями. Это идея трансформации церкви в самом широком смысле, слияние ее  внешне, обрядово с Греческой церковью. За этими грандиозными планами по подчинению Византии, какая-то мировая русская идея".

Изменение состава икон в церковных иконостасах   середины XVII века произошло в связи с замышлявшейся царем Алексеем Михайловичем и его близким окружением реформы всей церковной жизни России.  Он хотел  стать самодержцем огромной православной империи, которая включит в себя земли древней Византии.
Иконостас XVII века из Преображенского храма в Суздале  включал в себя четыре ряда – праздничный, деисусный, праотеческий и пророческий, а также иконы местного ряда, написанные позже, около 1689 года. В его создании  принимали участие как московские, так и поволжские мастера из Ярославля и Костромы.

ЛИЛИЯ ЕВСЕЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ НАУЧНЫМ ОТДЕЛОМ МУЗЕЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЁВА, АВТОР МОНОГРАФИИ: "Приходит новый художественный импульс  в такую уже немного застоявшуюся культуру, поэтому по части художественной - это какие-то новые совершенно откровения и решения. Необычайно впечатляет, завораживает и хочется  узнать откуда что".

Как удалось установить, соборный иконостас Спасо-Евфимиева монастыря написан московскими и ярославскими мастерами  между 1663 и 1670 гг. Заказчиком иконостаса стал настоятель монастыря, архимандрит Павел, приближенный к царскому двору и поддерживающий церковные реформы, начатые в царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. В те же годы все его иконы были украшены серебряными окладами мастерами из Москвы и Ярославля. Ученые признаются - оклады и иконы были единым целым.

ВАЛЕРИЙ ИГОШЕВ, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЁВА, АВТОР МОНОГРАФИИ: "Каждый мастер-серебряник делал небольшую часть и эта небольшая часть она была вписана в весь огромный ансамбль  и создается впечатление, что эта работа была сделана под четким руководством одного человека, который как дирижер должен был следить за всем  и стремиться к полному единству".

Как утверждают реставраторы,  оклады и иконы  требуют реставрации. Тот факт,  что иконостас из Преображенского храма Суздаля оказался в Москве,  владимирские специалисты  называют великой музейной трагедией. В послевоенное время  в Суздале не было условий для его хранения. И директор Суздальского музея Алексей Варганов принял непростое решение передать его в октябре 1954 года в Музей Рублева.

СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Он пишет о том, что иконы шелушатся. Они в страшном состоянии, что им даже нет места, где стоять, они загромождают фонды, а некоторые иконы, там так и написано,  используются под планшеты  под выставки".

И все же владимирские музейщики не теряют надежды, что хотя бы  часть икон  Местного ряда все же вернется в Суздаль. Если найдутся средства на их реставрацию. В Музее Рублева против возвращения не возражают.

Вера Куликова, Александр Чунаев

Комментарии

Введите слово
с картинки