Мы продолжаем проект, посвященный Году литературы в России. Наш новый рассказ - о писателе Иване Шмелеве. На улице Гагарина областного центра сохранился дом, в котором он когда-то жил со своей семьей.
65 лет назад в Париже ушёл из жизни русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв – автор множества рассказов, повестей и таких монументальных хроник, как «Лето Господне», «Богомолье», «Солнце мертвых». Шмелев – коренной москвич, но именно во Владимире он испытал в максимальном своем проявлении ту жажду творчества, которая не оставляла его на протяжении всей жизни. Исследователи биографии Шмелева говорят, что именно во Владимире было положено начало его широкой литературной известности.
Константин Бальмонт назвал Ивана Шмелева "самым русским из русских писателей". В свое время он эмигрирует за рубеж и будет писать, публиковаться, станет известен, ценим. Но ТАМ… А у нас о Шмелеве забудут на многие годы. Как будто и не было его.
В 1985 году сотрудник владимирского областного Госархива Георгий Овчинников совершил сенсационное открытие. В фонде Владимирской казенной палаты он совершенно случайно наткнулся на любопытный документ – личное дело чиновника особых поручений Ивана Сергеевича Шмелева. Вот оно - с пометкой УДВО (уникальный документ Владимирской области). Не будь Георгий Дмитриевич необычайно влюбленным в литературу, он, возможно, и не заинтересовался бы этой папкой. Овчинников не только обнаружил, но и обнародовал результаты своего открытия в научной периодике. Так подробности биографии эмигранта Ивана Шмелева стали известны читающему миру.
НАТАЛЬЯ ЯСАШНОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИИ И НАУЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Никто никогда не подозревал, что у нас хранится, в нашем архиве подлинный документ, причем не просто обрывочные сведения, а дело, посвященное его жизни, его работе, каким-то личным обстоятельствам. Естественно, когда его обнаружили, это было совершенно случайное уникальное открытие".
Эти 75 листов бесценны, поскольку только они сохранили документальное подтверждение биографии Шмелева. Здесь свидетельство о рождении в Москве, о его браке, о прохождении воинской службы, а также диплом юридического факультета Императорского университета и послужной список. Всё это богатство в своё время могло быть просто уничтожено. Ведь это свидетельства жизни эмигранта - все-равно что преступника. Но книги Ивана Шмёлева долгое время были просто неизвестны в СССР, и это неведение, по всей вероятности, и спасло его архивное дело.
Личное дело рассказывает, что поначалу молодой юрист Иван Шмелев работал в Московской судебной палате. Но весной 1901 года с женой Ольгой и пятилетним сыном Сергеем перебрался в губернский Владимир. Семья поселилась вот в этом доме № 29 по улице Гагарина. В начале 20 века улица называлась Царицынской. Спустя пять лет Шмелевы переехали в соседний дом – № 31. Шмелёвы прожили во Владимире 7 лет. До находки Овчинникова об этом не было известно. Георгий Дмитриевич Овчинников мечтал о том, чтобы когда-нибудь на этом доме появилась мемориальная доска в память о писателе. Жизнь замечательного владимирского исследователя оборвалась в 2010 году. Доска на доме 31 появилась через четыре года. Инициатива ее установить принадлежала владимирскому отделению Ассоциации юристов России и его члену, краеведу Александру Капусткину. Помогали Российский Фонд культуры и лично его президент Никита Михалков. В том же памятном 2014 году во Владимире в областной научной библиотеке открыли Центр литературы русского зарубежья.
Город Владимир стал особенным местом в судьбе Ивана Сергеевича Шмелева. Именно здесь ему стала ясна личная творческая задача. Стало понятно, о чем писать, почему, каким языком, для кого, и о ком. Что же происходило в жизни Шмелева в течение 7 лет, которые он провел во Владимире?
Для того, чтобы иметь возможность писать, Иван Сергеевич должен был изо дня в день вверх по Царицынской спешить к месту исполнения своих обязанностей – в Губернские присутственные места, так называемые Палаты. Сегодня это здание занимает Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Тогда здесь находилось множество контор, в том числе Казенная палата, где служил чиновником особых поручений Иван Шмелев. Вероятнее всего писатель работал именно здесь - на втором этаже в угловом помещении на юго-западной стороне.
АЛЕКСАНДР КАПУСТКИН, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО РАЗВИТИЮ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: "Вот такой кабинет с видом на Успенский собор, за заклязьменские дали, где, наверное, тоже были минуты его вдохновения, когда он не занимался непосредственно своей чиновничьей деятельностью. Сейчас здесь находятся мастерская художников Владимиро-Суздальского музея-заповедника, представителей творческих профессий. Интересно, что одно из первых произведений, которое Шмелев написал и опубликовал во Владимире, это была повесть «Служители правды». Она как раз посвящена юному художнику. Вот такая перекличка времени, поколений здесь тоже наблюдается. Иван Шмелев занимался проверкой поступлений налогов с предприятий Владимирской губернии. Бывал в служебных командировках. Он мечтал о социальной справедливости. Возможно ли это было век назад? Конечно, нет. И вот этот диссонанс между желаемым и действительностью не давал покоя.
Ему было, о чем писать. Угодничество, двуличие, обман и нищета, благополучие для немногих и абсолютная безысходность для большинства. Наблюдая это изо дня в день, уйти с государственной службы коллежский секретарь Иван Шмелёв долго не решался. Все-таки у него была семья, а служба давала регулярный доход. Переломным стал 1908 год. Последний год его жизни во Владимире. В журнале «Русская мысль» Иван Шмелев публикует повесть «Гражданин Уклейкин». Считается, что это одно из лучших его ранних произведений. Иван Сергеевич подает прошение об отставке, решаясь жить исключительно литературным трудом. Во Владимире, кроме «Господина Уклейкина», были написаны повесть «Распад», рассказы «К солнцу», «Победа», «По спешному делу», «Вахмистр» и другие. Это было только начало. Но ситуация в России быстро менялась. Революция, которую Шмелев вначале встретит с надеждой, забирает у него единственного сына. Большевики расстреляли Сергея – офицера царской армии. Боль утраты и неприятие новой действительности не оставили выбора. Супруги Шмелевы эмигрировали в Берлин, оттуда в Париж. В 1924 году Шмелев пишет эпопею «Солнце мёртвых». Это произведение принесет ему мировую известность.
В 2015 году фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника пополнились уникальными экспонатами. Среди них икона-триптих. Она висела над рабочим столом Ивана Сергеевича в Париже. Иоанн Богослов, равноапостольная княгиня Ольга и Сергий Радонежский. Это же имена членов семьи Шмелевых. Личные вещи из французского дома писателя генеральному директору музея-заповедника Светлане Мельниковой передала Нина Азарова, жена правнучатого племянника супруги Ивана Сергеевича. Всё подарено при поддержке Посольства России во Франции и с разрешения прямого наследника - крестника Шмелева Ива Жантийома. Последние годы жизни писателя были омрачены болезнью. Скончался Иван Сергеевич Шмелёв 24 июня 1950 года. Был погребён на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. «Возвращение домой» произошло ровно полвека спустя. В 2000-ом прах писателя и его жены был перевезён, согласно предсмертной воле писателя, на родину, и захоронен в некрополе московского Донского монастыря.
В своем слове после панихиды святейший патриарх Алексий Второй сказал: «Настало время, когда мы можем воздать должное православному писателю и истинному русскому патриоту. Прежде казалось, что это время никогда не наступит".
Мария Кокорева, Валерий Скорбилин, Яна Груздева, Александр Чернышев