проекты
19.03.2018 155

Глава II: весенняя премьера юбилейного года

Вот так, необычно,  в "духе" предстоящего спектакля, актёры владимирской драмы будут встречать зрителя перед каждой премьерой в преддверии юбилейного сезона. Первой весенней стала "Леди Макбет Мценского уезда" по знаменитому очерку Николая Лескова. Пластического спектакля владимирская драма не ставила давно. По признанию публики, такого смелого эксперимента действительно ждали.

Людмила Крутова, зритель: "Знаем это произведение, видели в прошедшем сезоне пластический спектакль "Мужчина и женщина". Нам очень понравилось, и мы даже смотрели несколько раз. И вот сегодня ожидаем такого же хорошего впечатления после этого спектакля".

Пронизывающий ветер. Паром на Волге. Толпа каторжан. Издевательское - "Ну что, купчиха?" ... И развязка... Катерина Львовна,  схватив Сонетку, скрывается вместе с соперницей в тёмной воде. Пластическую драму по мотивам очерка Николая Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" открывает именно эта, финальная литературная сцена. Но здесь, историю испепеляющей любви молодой купчихи Катерины Измайловой  к её приказчику Сергею артисты рассказывают языком пластики. Актёры-исполнители главных ролей подчёркивают:  на сцене чувствуют себя очень комфортно". И  в этом заслуга Марии Большаковой - балетмейстера-постановщика.

Анна Зайцева, актриса, исполнительницы роли Катерины Измайловой: "Сложности, конечно, были свои определённые, потому что как актриса драматическая, я привыкла, конечно, работать с текстом. Вы знаете, нам очень повезло с режиссёром - Мариной Анатольевной,  очень всё логично, не движение ради движения, мы не вытанцовываем, не выплясываем, там нет никакого балета, всё пластика. Если любовь - обнять его. Всё это через пластику."

Владимирский спектакль "Леди Макбет Мценского уезда"  - калейдоскоп воспоминаний Катерины Львовны. Мгновений. Счастья, страсти, краха...  Когда ради возможности быть с Сергеем, Катерина Измайлова "ложится костьми", не щадя человеческих жизней. Сначала свёкор, потом муж и  малолетний племянник  Бориса Тимофеича - "сонаследник"  Федя Лямин... Балетмейстер-постановщик Мария Большакова рассказывает: пластические элементы нужно было выстроить так, чтобы они "двигали" сюжет. Задача не - театр  изображения, а театр "сопереживания".

Мария Большакова, балетмейстер-постановщик спектакля "Леди Макбет Мценского уезда": " Это основная идея спектакля, был какой-то событийный  ряд, который повлёк за собой эмоцию. Сначала - влюблённости, необыкновенной любви, полёта душевного, и потом - преграды на пути этой любви, невозможность остановиться перед искусом, смерть одного человека, вседозволенность... Ничего не  случилось, значит, можно убить и следующего.  Это крушение души. Это путь души Катерины от взлёта до полного падения".

Интервью с исполнительницей главной роли Анной Зайцевой - за несколько минут до выхода на сцену -  получилось очень "личным". Аня признаётся, сама знает, "каково это, любить и терять". На каждой репетиции историю "проживали со слезами". Актриса уверена, даже если не можешь быть с любимым вместе, нужно отпустить. Не превращая жизнь в безумие. Справляясь с душевной болью... По словам Анны Зайцевой, первая часть повествования - её признание в любви, к тому, кто навсегда оставил след в её жизни, а вот вторая часть спектакля -  точно не о ней".   Хотя таких женщин, готовых переступить грань,   актриса, по собственному признанию, встречала.

Анна Зайцева, актриса, исполнительница роли Катерины Измайловой: "Это не любовь. И я, как Аня Зайцева, я осуждаю этих женщин. Но в предлагаемых обстоятельствах я буду играть такую женщину, я, как актриса должна её оправдать, но как человек, как Аня Зайцева, я говорю: "Я бы так никогда не поступила"". И не поступлю. Это всё очень тяжело примерить на себя".

Народные мотивы, хор как рассказчик. И  повествование, которое "держит" зал  полтора часа, без антракта.Музыку к "Леди Макбет Мценского уезда"  написал композитор Сергей Жуков, художник-постановщик - Вячеслав Виданов, художник по костюмам - Андрей Степанычев,  хормейстер - Елена Буланова. Исполнители главных ролей работают в 2 состава. Анна Зайцева - Александр Аладышев, Анна Лузгина - Виктор Мотызлевский. Актёры подчёркивают: над образами главных героев очерка Лескова работали вместе. Органично добавляя краски, оттенки, нюансы.

Анна Зайцева, актриса, исполнительница роли Катерины Измайловой: "Вы знаете, мы вместе, правда, командой находили, собирали какие-то сцены. Хочу сказать огромное спасибо и Саше Аладышеву, и Вите Мотызлевскому и Анечке Лузгиной.  Действительно, за эту помощь, что они не только о своих ролях думали, а вместе. Вот мне кажется, что Катя может поступить так или не может".

Свой знаменитый очерк русский писатель Николай Лесков  начал писать осенью 1864  года. А впервые повесть была опубликована  в январе 1865-ого в журнале "Эпоха". Окончательное название появилось 2 года спустя. Николай Семёнович Лесков называл свою повесть историей мрачной, этюдом о сильном и страстном женском характере, выдержанном в строгих тонах. Очерк должен был стать началом большого цикла. Который, впрочем, написан не был.  Но  "Леди Макбет Мценского уезда" прочно вошла в сокровищницу национальной литературы. Лесковские характеры как магнит притягивали и драматургов, и кинематографистов. Самой первой постановкой  "Леди Макбет Мценского уезда" стал спектакль в студии режиссёра Алексея Дикого - Москва, 1935  год. А первой экранизацией - "Катерина - душегубка" режиссёра Аркатова. К этому очерку  по-прежнему обращаются ведущие театра страны, а  что касается большого экрана, зрители помнят и картину 1989-ого - драму Романа Балаяна с блистательными Натальей Андрейченко и Александром Абдуловым, а также ленту, снятую по мотивам произведения Лескова режиссером  Валерием Тодоровским. "Подмосковные вечера". С молодыми Ингеборгой Дапкунайте и Владимиром Машковым. "Леди Макбет Мценского уезда" на сцене владимирского академического театра драмы поставлена впервые. Актёр Виктор  Мотызлевский рассказывает: роль подлеца Сергея - наисложнейшая, но невероятно интересная.  Такие "тёмные глубины"  человеческой души -  всегда новый опыт для артиста.

Виктор Мотызлевский, актёр, исполнитель роли Сергея: "Почему он так поступает, какие мотивы у него?  А у него есть цель - хочет красиво жить, не хочет батрачить, работать, не хочет гнуть спину,   хочет и медок хлебать, и на постельке мягкой спать. Главная мысль, которую мы несём в нашем спектакле, то, что нельзя ради любви идти на такие поступки, самая главная мысль - на чужом несчастье счастья не построишь".

Любовь, которая ведёт в пропасть... По первым отзывам, это спектакль, после которого долго хочется молчать.  Постановка "Леди Макбет Мценского уезда" вызвала самый искренний отклик. А значит,  говорят, создатели спектакля, задачу они выполнили.

Мария Большакова, балетмейстер-постановщик спектакля "Леди Макбет Мценского уезда": "Это спектакль не про Катерину Измайлову, это спектакль про всех нас. Мы принимаем решение, куда идти, в какую сторону, и когда остановиться. Для меня это очень важно. Если это просмотрелось, то я считаю, что то, что я хотела получилось. Именно этого я хотела добиться, потому что это спектакль про всех нас, и лично про меня тоже".

Николай Лесков замечал,  "иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета"...  И действительно, драма, которая разыгралась в Мецнском уезде,будоражит умы и сердца. Из века в век. Напоминая, что иногда до пропасти один шаг. И  сколь велика сила любви, столь страшна смерть душевная. О самом Николае Лескове гениально написал Лев Толстой. Заметив, "Лесков-писатель будущего. И его жизнь в литературе поучительна". Вечные темы. Ответы на вечные вопросы.

Мария Платанюк, Максим Котов

Комментарии