Как осуществляется курс на гуманизацию уголовно-исправительной системы, взятый в России в последние годы? Увидеть происходящее своими глазами в ликинскую колонию приехала китайская делегация.
Где спят и учатся, чем кормят, и как относятся. С первых минут общения гости хотят знать о жизни за решёткой «по-русски» всё. В медчасти - вопросы, что называется, о наболевшем и для нас, и для китайцев - О ВИЧ-инфекции. По официальным данным, каждый 25-й заключённый в России – носитель вируса, в Китае цифры похожие.
Здесь они проводят большую часть своей тюремной жизни. Комната для сна и отдыха. Китайцы удивлены: атмосфера довольно уютная. Выдают лишь таблички на кроватях. Но сотрудники говорят: дисциплина становится лучше, чем дома. Даже родители в дни открытых дверей несколько шокированы.
Все китайские гости так или иначе связаны с уголовно-исправительной системой. Сюда приехали чиновники от юстиции, общественники, руководители колоний. В Китае сегодня воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних насчитывается около 3000. И везде сотрудники стараются работать по принципу: относись к заключённому так, как врач к пациенту, наставник к учителю, родитель к ребёнку. Отсюда и подобные вопросы.
<b>СЕРГЕЙ АККУРАТОВ НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ УФСИН ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ:</b> "Вопросы ресоциализации, какая помощь оказывается осуждённым, освобождаемым из колонии. Бросаем ли мы осуждённого или кто-то дальше им занимается".
Но несмотря ни на что - отношение к заключённым в китайских тюрьмах строгое. Гости признаются: приехали своими глазами увидеть, как осуществляется курс на гуманизацию уголовно-исправительной системы, взятый в России в последние годы. В Китае - довольно жёсткая система наказаний. Суд не всегда последняя инстанция в принятии решений. Там, где у нас правонарушитель может отделаться административным наказанием, у них - получает пускай и маленький, но реальный срок.
<b>ВАНГ ЮНЬШЕН ЗАМПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВСЕКИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЁННЫМИ:</b> "Например, грабёж, насилие и управление машиной в нетрезвом виде. Если можно не возбуждать уголовное дело, то подобные дела направляются не в суд, а в специальный исправительно-воспитательный совет. И там уже решают, какую меру наказания назначить. Это может быть срок в колонии от полугода до двух лет".
В конце визита - посещение храма на территории колонии. Китайцы явно обескуражены - молитва, общение с Богом - это поощрение сродни помилованию. Но если это ведет к исправлению, почему нет - отвечают коллеги из России. Мы обязательно расскажем о таком опыте на родине, обещают гости из поднебесной.
Кристина Лихачёва, Илья Любимов