Трепало, рубель и кудель. Древний Суздаль впервые принял столько мастеров прядения - люди приехали со всей страны. Много лет они бережно хранят традиции своих предков. Какие? Знает Вера Куликова.
Трепало - приспособление для трепания льна, пеньки или конопли. Рубель - деревянная доска с желобками для катания белья. Эти орудия давно вышли из домашнего обихода и их названия мало, что говорят современному человеку. Мастер- реставратор Дмитрий Агапитов приехал из Московской области. Занимается восстановлением старинных инструментов для прядения. Его ноу-хау расписывать их в стиле русского лубка.
Дмитрий Агапитов, г. Королев Московская область:
-Деревяшечки старинные. Мы их покупаем, реставрируем. Обычно все они такие ломанные и потом это все расписываем, но вот на этот фестиваль мы привезли специально нетронутые, старенькие прялки, чтобы девочкам самим можно было разобраться какая им лучше.
Идея проводить международные фестиваля прядения, традиционного и современного текстиля принадлежит жительнице Владимира Ольге Журавлевой. Ольга сама давно занимается народными промыслами и исторической реконструкцией. Для нее очень важно сохранить традиционные ремесла.
Ольга Журавлева, организатор международного фестиваля "Пряхафест":
-Рядом со мной коллектив "Ткачики" из г. Москва. Это самое большое объединение прях в нашей стране, но пока можно сказать единственное. Поскольку ремесло не такое популярное и прях в стране всего около 5 тысяч по грубым подсчетам. Если представить, что в каждой семье, например, есть вязальщица, то прях каждый вспомнит очень мало из друзей, знакомых.
На второй международный фестиваль "ПряхаФест" собралось около ста мастеров из тридцати городов России и ближнего зарубежья. Одна из самых больших делегации - из Белоруссии. Чтобы приехать на этот фестиваль они даже создали свое объедение- "Пряхи Белоруссии".
Татьяна Вежновец, пряха г. Гродно:
-У нас тоже, наверное, мало. Но мы пытаемся возродить это ремесло, потому что женская сущность она все равно тянется к ниточке и все равно кто-то вяжет, кто-то вышивает, но изначально-то нить создается вот таким способом-прядением, поэтому мы возрождаем это ремесло у нас тоже и мы надеемся, что когда-нибудь такой фестиваль пройдет у нас в Белоруссии.
В старину посиделки прях назывались супрядками. На таких встречах женщины работали и делились секретами мастерства. Организаторы фестиваля постарались создать аутентичную обстановку. Разбили в эко-отеле исторический лагерь. Пригласили фольклорные коллективы.
Ольга Журавлева, организатор международного фестиваля "Пряхафест":
-Фестиваль в этом году проходит в другом месте. Как вы уже заметили не городской антураж, а такая сельская местность . Это неслучайно. Я очень хочу развивать сельскохозяйственную тему с овцами, с овцами, козами, с разными животными, и в этом году мы просто тестируем вариант проведения фестиваля на природе, а дальше уже будем развивать его в ту сторону, которая интересна пряхам.
Все желающие могли посетить мастер-классы, попробовать себя в качестве пряхи или ткачихи.
Татьяна Вежновец, пряха г. Гродно:
-Это турецкое веретено. Есть у нас и белорусские веретена которые аутентичные, которые создавались белорусскими мастерами. У меня турецкое веретено. Вот эта штучка называется кудель.
На стендах мастеров были представлены также шерсть для прядения, красители для пряжи и тканей, инструменты для прядения и ткачества. Фестиваль прях теперь планируют повторить в разных городах России. Вера Куликова, Андрей Синягин. Вести-Владимир.