Память поэта: ко дню рождения Константина Бальмонта представлены уникальные архивные документы о нашем земляке
Опубликовано: 9 июня 2025 года
Память поэта: ко дню рождения Константина Бальмонта представлены уникальные архивные документы о нашем земляке
3 июня по старому - 15 - го по новому стилю день рождения поэта Константина Бальмонта. Но это не единственный повод вспомнить о нашем земляке. У нас абсолютный эксклюзив от областной научной библиотеки.
- На титульном листе сборника его знаменитый автограф с буквой Т на конце в виде стрекозы.
Стрекоза- чудный символ Константина Бальмонта. На этот раз в подлиннике. Ирина Мишина эту чУдную историю, которая с ней произошла, называет ВПЕЧАТЛЕНИЕМ необыкновенности происходящего.
Ирина Мишина, заведующая отделом краеведческой библиографии Владимирской областной научной библиотеки:
- А площадке библиотеки проходил семинар, и среди участников оказалась Маргарита борисовна Фильберт, увидев бейдж с такой фамилией я заинтересовалась я подошла, мы разговорились.
Маргарита Фильберт- жена внука известного владимирского художника Вячеслава Александровича Фильберта. Результат неожиданной встречи - бесценный подарок библиотеке из личной коллекции семьи Фильберт - прижизненное издание стихов нашего земляка Константина Бальмонта 1903 года с личным автографом.
Удивительна история и тем, что в фондах областной научной библиотеки не было до этого ни одного сборника с оригинальным автографом поэта. Редкая удача! Белые перчатки - как уважение к подлиннику. Читаем инскрипт и вместе с ним погружаемся в атмосферу Петербурга начала 20 века, в его литературную жизнь.
- Искренне любимому и уважаемому родному человеку Фидлеру от Будем как солнце до белого зодчева, от стран островных до ведения отчего.
Кто же этот забытый в наше время Фидлер, которого Бальмонт называет родным человеком?
Ирина Мишина, заведующая отделом краеведческой библиографии Владимирской областной научной библиотеки:
- Имя его было включено в энциклопедический словарь Эфрона, итак читаем: даровитый переводчик русских поэта на немецкий язык. Родился в 1859 г в Петербурге в немецкой семье. Окончил курс в петербуржском университете по историко-филологическому факультету. Состоит преподавателем немецкого языка в екатерининском институте и в гимназиях гуревича и княжны Оболенской.
Такая информация заставила владимирских библиотекарей более пристально изучить биографию этого удивительного немца, собирателя частного "литературного музея". Чехов называл его "неугасимой лампадой перед иконой русской литературы". Книг Фидлера в фонде библиотеки не оказалось. Но через интернет удалось приобрести его сборник 1911 г "Первые литературные шаги." Автобиографии современных русских писателей". Книга любопытная.
Ирина Мишина, заведующая отделом краеведческой библиографии Владимирской областной научной библиотеки:
- Дело в том, что Фидлер разработал своеобразную анкету для литераторов, из 25 вопросов и в этой книге опубликованы ответы- Бунин, Андреев, Тэффи и др.
Вопросы анкеты - от происхождения литератора до его гонораров. Фидлер наблюдал и расспрашивал о литераторах везде и всегда, выискивал даже самые "горячие истории" и с хронологической точностью записывал в свои дневники ежедневно. Так по дневниковым записям известно , что с Бальмонтом они были знакомы уже в 1899 .
Уникальный инскрипт в этой книге тоже рассказал о многом. Кроме автографа, выполненного чернилами- сейчас они имеют коричневый цвет, сверху и снизу фидлеровские пометки карандашом.
Ирина Мишина, заведующая отделом краеведческой библиографии Владимирской областной научной библиотеки:
- Подарок автора 7 сентября 1913 в Копернауме- ресторан, где собиралась творческая элита того времени. А вот сборник подарен в сентябре. А вот уже автограф написан и сочинен у меня в ночь с 11 по 12 ноября 1913 г.
- Он более того, время даже поставил три четверти 11 вечера.
В книге много подчеркиваний - видно , что с ней работали. И вот еще любопытный момент- на последней странице рукой Фидлера написана фраза на немецком ...
- К сожалению, мы пока не перевели, только начали с книгой работать. но видимо какая то строчка Бальмонта.
Книга-подарок Бальмонта из коллекции Фидлера чудесным образом вернулась из Петербурга на малую родину поэта- Владимирскую землю. Интересно , что ФФ Фидлер умер за день до начала февральской революции, завещав свой архив единственной дочери. В сложные революционные годы она продала коллекцию за большие деньги, которые вскоре обесценились. Часть спасенной коллекции попала в Пушкинский дом Санкт-Петербурга.
Сама квартира Фидлера также стала частным музеем. Но все же многие бесценные книги утеряны, или осели в частных коллекциях. Так произошло и с книгой Бальмонта, которая по воле случая попала в дом мамы дарительницы Маргариты Фильберт, которая жила в Ленинграде.
Ирина Мишина, заведующая отделом краеведческой библиографии Владимирской областной научной библиотеки:
- Когда разрешили выезжать в Израиль, многие соседи мамы Фильберт, работала преподавателем, соседи оставляли ей вещи, которые не разрешили вывезти за границу.
- Когда мама стала преклонных годов она привезла ее во Владимир и вот так книга оказалась в нашем городе. И мы искренне благодарим Маргариту Борисовну за этот бесценный дар.
Дар действительно бесценный . В фондах библиотеки есть прижизненные публикации произведений поэта в различных журналах начала 20 века, таких как "Русская мысль" например. А благодаря поддержке Михаила Юрьевича Бальмонта, правнучатого племянника поэта, сотрудники библиотеки смогли воссоздать первоначальный облик обложек прижизненных сборников поэта.
Возможно, что и эта книга Бальмонта " Будем как солнце" из уникальной коллекции Фидлера изначально имела именно такую обложку.