Top.Mail.Ru
Год литературы

История седьмая: Владимир Маяковский

Опубликовано: 5 января 2016 года
Бунтарь, романтик, гений. Невероятно разноплановый, разносторонний, "ненасытный"... У него все было чрезмерно, ко всему он подходил неповерхностно. Мог ли быть другой конец - не самоубийство или убийство? Возможно. Но, честно говоря, очень сложно представить этого человека в старости, спокойным, в окружении многочисленных внуков и правнуков.  Я говорю о Маяковском. Его называли одним  из крупнейших поэтов 20-ого века. Человек – протест, человек – вызов, личность с новым взглядом на жизнь, в целом, и литературу, в частности.

Под занавес года литературы Владимиро-Суздальский музей-заповедник представил выставку из собрания московского Государственного музея Маяковского. На ней подлинные вещи поэта. Гениального человека нельзя оценивать с точки зрения обывателя. У него по определению  все не так, как у остальных. И вот хотя бы пример из быта. Маяковский был просто чрезвычайно чистоплотен. Если знаешь об этом, казалось бы, забавные предметы на экспозиции становятся понятны. Отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой этот складной тазик, карманную мыльницу, плоский маленький стакан. Известно, что отец Маяковского умер от заражения крови после того, как уколол палец иголкой. Поэт терпеть не мог булавок и заколок,а бактериофобия осталась у него на всю жизнь.  Есть и другие примеры. Маяковский был очень высоким. До сих пор неизвестно, какой точно у него был рост. Называют разные цифры, но все они под два метра. Невероятно стильный, модный... Поэта называли "денди". Он обладал природным вкусом и постоянно развивался. Кроме этого, он  был человеком невероятно щедрой души. Всегда думал о близких. Но и здесь были свои забавные ситуации.

МАРИНА КОШЕЛЕВА, СОТРУДНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ В.В. МАЯКОВСКОГО: "Маяковский любил делать записи карандашом, и вот когда у него появилась возможность выезжать за границу, он покупал ручки. Тогда там продавались, у нас еще не было. И любил ручки фирмы Паркер. И вот была такая очень интересная история. Он привез две одинаковые ручки: себе и своему другу и потерял свою ручку, не мог ее найти и обратился к другу, сказав: "Отдай мне ручку, потому что я свою потерял, а мне она очень нравится". На что тот сказал: "Если ты публично встанешь на колени и попросишь меня о том, чтобы я тебе вернул ручку, - я ее отдам". Маяковский это и проделал. На одном из выступлений поэтов он встал на колени. Ну, что оставалось делать? Ручку ему вернули".

Первые десятилетия 20-ого века в СССР - очень сложный, но интересный период. К примеру, молодые писатели и поэты  могли сколь угодно  гастролировать по стране. Футуристы, громко заявив о себе в Москве и Санкт - Петербурге, решили представиться и провинции. В составе «знаменитых московских футуристов» был и Маяковский.

ЮЛИЯ ЛЕДНЕВА, СОТРУДНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ В.В. МАЯКОВСКОГО: "Уже в послереволюционное время в 20-ые годы он очень много ездил. Мы знаем, что это были и заграничные поездки. И часто его упрекали в том, что он часто ездит за границу. Тогда далеко не каждый мог себе это позволить. Но задача Маяковского была рассказать о жизни, о новой жизни в его стране всему миру. Конечно были затруднения с языком. Мы с вами знаем, что ни одним иностранным языком Владимир Владимирович не владел, знал только русский и грузинский язык (Он родился в Грузии, там прошло его детство) Но тем не менее с помощью переводчиков...И важно помнить, что во Франции, Германии, Америке очень большая диаспора русских. Русские эмигранты там присутствуют в немалом количестве и, конечно, он выступал именно перед ними".

Среди многочисленных экспонатов выставки - типовая  афиша и программа творческого вечера поэта. В июне 1927 года Маяковский побывал во Владимире. Город приветствовал его именно такими огромными плакатами. Подобные афишы были во всех городах, где выступал поэт. Организатор визита  Павел ЛавУт в сомнениях спросил: " А не провалимся? Все-таки в летнее время едем...". Но Маяковский ответил: "Городок симпатичный, и надеюсь, что отнимет у нас немного времени - всего один день".

МАРИНА ПЕРЕВЕДЕНЦЕВА, СПЕЦИАЛИСТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ПО ЭКСПОЗИЦИОННОЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЕ: " Известно, что Маяковский аккуратист. Когда Лавут рано утром зашел за ним на Лубянку, то тот еще приводил в порядок комнату, подметал, мыл, чистил. И только в восьмом часу они буквально в последнюю минуту, вскочили в последний вагон, чтобы ехать поездом до Владимира. В поезде подсела молодая девушка. Маяковский с ней познакомился, спросил, кто она. Она ответила: "Руководительница детского сада". Маяковский поинтересовался: "Маршака, Чуковского читаете детям?" - "Да" - "А Маяковского знаете?"- "Нет"- "Жаль. Очень хороший поэт. Приходите. Он сегодня будет выступать во Владимире". Она пришла на встречу, увидела организатора Лавута и спросила: "Какими огромными буквами написаны афиши! Наверное, это очень значительный поэт!". И, увидев, что он там выступает, она поняла, что ее собеседником и был Маяковский".

В 1927-ом Маяковский полгода находился в разъездах. Посетил десятки городов, провел более сотни выступлений. Сам поэт такие путешествия считал очень важными. Ему было интересно общение с живыми людьми. На творческих встречах передавали записки. В общей сложности за все годы Владимир Маяковский получил 20 тысяч таких посланий. Даже хотел на их основе издать книгу. Вечер поэта во Владимире проходил в переполненном зале партклуба. На втором этаже бывшего дома Офицеров, ныне - Центра культуры и искусства на Соборной.

Поэт читал свои стихи, отвечал на вопросы. «Маяковский, вы очень трудно пишите, мы не понимаем» - такие звучали из зала реплики. Поэт не робел и отвечал: «Может быть, я трудно пишу, а может, вы не доросли до понимания меня. Тут надо крепко подумать: мне ли до вас спуститься или вам до меня подняться». Маяковский рассказал, как однажды, выходя из трамвая, забыл рифму, а когда вновь сел в трамвай, вспомнил ее. Тут же пришла записка: «Не забыли ли рифму, когда ехали во Владимир?». По окончании вечера попутчица поэта в поезде, подошла к нему со своей сестрой. До отъезда из Владимира оставалось более двух часов, и Маяковский предложил прогуляться.

Бродили  в сквере Липки, любовались на Заклязьменские дали. Город-тезка понравился Маяковскому. Но нужно было снова отправляться в дорогу.... А во Владимире еще долго обсуждали визит Маяковского. Что говорить: это был настоящий "культурный взрыв" в маленьком провинциальном городе. Событие, вызвавшее неоднозначную реакцию. Отзывы были совершенно разные. Все это отразилось в местной прессе. Вышла даже книга писателя Николая Григорьева "Маяковский во Владимире".  Но как можно давать оценку творчеству такого поэта? Личность наисложнейшая. Все непросто, и все не так, как у других.

СВЕТЛАНА СТРИЖНЁВА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РСФСР, ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ В.В. МАЯКОВСКОГО (1981—2012): "В этом огромном количестве друзей, знакомых, почитателей, врагов он был удивительно одинок. Наверное, в этом крылась трагедия, которая зрела в нем. К сожалению, мы не имеем всех документов, которые бы нам дали возможность прямо говорить о причинах самоубийства. Я сделала книгу, которая называется "В том, что умираю, не вините никого...?" Она названа первой строчкой предсмертного письма. Только вместо точки я поставила многоточие. Действительно ли не должны никого винить, что это произошло? Для меня совершенно очевидно, что это было доведение до самоубийства. Хотя стрелялся он сам".

Маяковский был не только поэтом, а еще художником, журналистом, актером, сценаристом, драматургом, режиссером. Написал множество киносценариев. Были сняты фильмы с ним в главной роли. К сожалению, полностью сохранилась только одна картина "Барышня и хулиган". Считается, что именно Маяковский внес в развлекательный российский кинематограф первых десятилетий 20-ого столетия серьезную ноту. Задал высокую планку для последователей. В год литературы в России Маяковского вспоминают актеры и режиссеры. Владимирский академический театр драмы представил моноспектакль "Дайте руку - вот грудная клетка".  Причем,  к творчеству Маяковского народный артист России Николай Горохов возвращается уже второй раз. Спустя многие годы.

НИКОЛАЙ ГОРОХОВ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ: "Что есть самое главное - человек, его проблемы, его миссия на этой Земле. Это может быть громко сказано, но Маяковский об этом писал. Он ради этого жил. И замечательные строчки у нас в конце спектакля: "Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего но надо". Понимаете, если бы мы жили соответственно этому образу, то, может быть, мы сегодня лучше жили бы, честнее, чище. Может быть, чуть беднее, но чище - это точно. Сейчас уже неважно, сам он себя застрелил или... его убили, так же, как Есенина. Такой поэт такого уровня, в таком пространстве - все они недолго живут. Можно приводить и Цоя, и Шукшина, и Высоцкого. Вот такая судьба, вот так они идут, вот так они жертвуют".

После рокового выстрела 14 апреля 1930 года последовало заявление Сталина о том, что "Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей эпохи". Со временем во Владимире имя поэта получила  одна из улиц и городская библиотека.

Это был величайший поэт и он останется таковым. Но плата слишком велика - жизнь. "Кесарево кесарю - богу богово. А такому, как я, ткнуться куда?" Поэзия - как неизбежность, рок, не приносит счастье. Маяковский писал: "Гвоздями слов прибит к бумаге я". Еще одна распятная судьба. И пророческий голос. Прислушаемся ли мы к нему?


Выберите рассылку